Оленев, И. В. Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги : путевые очерки с многими рис. / И. В. Оленев. - [Гельсингфорс : Фин. лит. о-во, 1917]. -172, [1] с. : ил.

138 для соировожденія при ѣздѣ на лодкѣ. Кормщикъ знаетъ каждый опасный камень и отлично умѣетъ оріентироваться въ порогахъ, сообразно уровню воды. А ото очень важно, такъ какъ поолѣ весен- пяго разлива, по мѣрѣ убыли воды, фарватеръ рѣки постоянно мѣняется и въ малую воду имѣетъ так ія извилины, что при спусканіи лодки въ нѣкоторыхъ большихъ порогахъ, какъ, напримѣръ, въ Крн- вомъ, приходится отъ 5 до 7 разъ переѣзжать отъ одного берега къ другому, лавируя между камнями. Попадаютъ па камень большею частью менѣе опытные кормщики, родиной съ верховьевъ Кемп, такъ Скалы на берегу р. Кеми у Подужемскаго порога. какъ они рѣже ѣздятъ по рѣкѣ и не имѣютъ возможности слѣдить за уровнемъ воды въ порогахъ. Случалось, что тонули по 5—7 чело- вѣкъ сразу. Нерѣдко платятся за-свою удаль и бурлаки, сплавляющіе лѣсъ по Кеми. На сплавъ лѣса больше идутъ онежане. *) Это настолько опытный въ этомъ дѣлѣ и смѣлый народъ, что они часто безнаказанно проѣзжаютъ порогъ на одномъ бревнѣ съ багромъ въ рукахъ , кото­ рый ьъ этомъ случаѣ имъ служить балансиромъ. Нѣкоторые изъ бур- 1) Крестьяне Онежскаго у., Арханг. губ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz