Очерк работы Мурманской железной дороги в 1924-1925 г. / Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : [б. и.], 1926. - 234 с., [2] л. к. : ил.

II. Кемский порт Осенью 1914 г. было предпринято сооружение железной дороги от Пе­ трозаводска к Белому морю. Наиболее пригодными пунктами места примыкания на Белом море явились бухты Кемская и Сорокская. Несмотря на то, что Кемская бухта, имеющая значительные есте ­ ственные глубины и хорошо защищенная от волнения, представляла значительные преимущества в смысле устройства глубокого порта перед Сорокской бухтой, не обладающей этими качествами, все же тогда оста­ новились на Сорокской бухте, как на конечном пункте линии от Петро­ заводска. Причинами такого решения послужили: более короткое (на 70 верст) расстояние от Петрозаводска и большие расходы, вызываемые постройкой линии от Сороки до Кеми в весьма трудных технических условиях, при необходимости сооружения большого моста через реку Кемь. I Ввиду того, что в течение 1915 года предполагалось осуществить постройку Железнодорожной линии от Кольского залива до Кандалакши, решено было установить смешанное железнодорожно-морское сообщение между Кольским заливом и Петроза­ водском, при условии перевозки грузов между Кандалакшей и Сорокой на морских судах ледокольного типа в течение круглого года. С этой целью построены были простейшие портовые устройства в виде пристаней в К андалакше и Сороке, углублен был землечерпанием канал в Сорокской бухте и приобретены были за границей 2 ледокола мощностью 3.200 и 1.500 лош. сил, 4 само­ ходных лихтера грузоподъемностью от 180 до 230 тонн, плавучая мастерская „Грейсон11, два буксирных парохода в 180 и в 200 лош. сил и землечерпательная машина с 6-ью землеотвозными непаровыми шаландами. Все меры для подготовки к зимней морской перевозке грузов между Кандалакшей и Сорокой были выполнены к концу 19)5 года. Однако, военные обстоятельства заставили в течение зимы 1916— 1917 г. построить железнодорожный путь между Сорокой и Кандалакшей и открыть сквозное движение между Мурманском и Петроградом через ст. Званка. Таким образом, надобность в устройстве морских перевозок между Кандалакшей и Сорокой миновала и приобретенные для этого плавучие средства были использованы для подвозки железнодорожных материалов из Архангельска в Сороку и частью в Кемь. Как указывает в своем труде „Русское Портстроительство в период войны 1914— 1918 г . г . “ проф. Кандыба, опыт указал, что предполагав­ шаяся организация правильного грузового движения по морю в зимнее время между Кандалакшей и Сорокой на грузовых пароходах ледокольного типа трудно осуществима, вследствие подвижности и нагромождения льдов и опасности движения судов вблизи беломорских западных бере­ гов, где имеется много скалистых рифов, еще недостаточно обследован­ ных и не полностью обозначенных на морских картах западной части Белого моря. Ввиду изложенных обстоятельств, значение приморских пунктов Кемь, Кандалакша и Сорока радикально изменилось и выдвинулся вопрос об устройстве в первую очередь Кемского порта. Г е о г р а ф и ч е с к и е и г и - Кемская Губа Белого моря расположена на за- д р о м е т е о р о л о г и ч е е к и е падном, т. е. на Поморском берегу его, на параллели д а н н ы е . начала Онежского залива (около 65° сев. широты). Весь Поморский берег усеян массой островов, которых много также и в Кемском заливе. Главнейшие из них Ромбак, Кузова, Як и Попов. На последнем острове, именуемом ныне островом Революции, распо­ ложен Кемский порт в 12 верстах от гор. Кеми. 229

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz