Очерк работы Мурманской железной дороги в 1924-1925 г. / Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : [б. и.], 1926. - 234 с., [2] л. к. : ил.
II. Кемский порт Осенью 1914 г. было предпринято сооружение железной дороги от Пе трозаводска к Белому морю. Наиболее пригодными пунктами места примыкания на Белом море явились бухты Кемская и Сорокская. Несмотря на то, что Кемская бухта, имеющая значительные есте ственные глубины и хорошо защищенная от волнения, представляла значительные преимущества в смысле устройства глубокого порта перед Сорокской бухтой, не обладающей этими качествами, все же тогда оста новились на Сорокской бухте, как на конечном пункте линии от Петро заводска. Причинами такого решения послужили: более короткое (на 70 верст) расстояние от Петрозаводска и большие расходы, вызываемые постройкой линии от Сороки до Кеми в весьма трудных технических условиях, при необходимости сооружения большого моста через реку Кемь. I Ввиду того, что в течение 1915 года предполагалось осуществить постройку Железнодорожной линии от Кольского залива до Кандалакши, решено было установить смешанное железнодорожно-морское сообщение между Кольским заливом и Петроза водском, при условии перевозки грузов между Кандалакшей и Сорокой на морских судах ледокольного типа в течение круглого года. С этой целью построены были простейшие портовые устройства в виде пристаней в К андалакше и Сороке, углублен был землечерпанием канал в Сорокской бухте и приобретены были за границей 2 ледокола мощностью 3.200 и 1.500 лош. сил, 4 само ходных лихтера грузоподъемностью от 180 до 230 тонн, плавучая мастерская „Грейсон11, два буксирных парохода в 180 и в 200 лош. сил и землечерпательная машина с 6-ью землеотвозными непаровыми шаландами. Все меры для подготовки к зимней морской перевозке грузов между Кандалакшей и Сорокой были выполнены к концу 19)5 года. Однако, военные обстоятельства заставили в течение зимы 1916— 1917 г. построить железнодорожный путь между Сорокой и Кандалакшей и открыть сквозное движение между Мурманском и Петроградом через ст. Званка. Таким образом, надобность в устройстве морских перевозок между Кандалакшей и Сорокой миновала и приобретенные для этого плавучие средства были использованы для подвозки железнодорожных материалов из Архангельска в Сороку и частью в Кемь. Как указывает в своем труде „Русское Портстроительство в период войны 1914— 1918 г . г . “ проф. Кандыба, опыт указал, что предполагав шаяся организация правильного грузового движения по морю в зимнее время между Кандалакшей и Сорокой на грузовых пароходах ледокольного типа трудно осуществима, вследствие подвижности и нагромождения льдов и опасности движения судов вблизи беломорских западных бере гов, где имеется много скалистых рифов, еще недостаточно обследован ных и не полностью обозначенных на морских картах западной части Белого моря. Ввиду изложенных обстоятельств, значение приморских пунктов Кемь, Кандалакша и Сорока радикально изменилось и выдвинулся вопрос об устройстве в первую очередь Кемского порта. Г е о г р а ф и ч е с к и е и г и - Кемская Губа Белого моря расположена на за- д р о м е т е о р о л о г и ч е е к и е падном, т. е. на Поморском берегу его, на параллели д а н н ы е . начала Онежского залива (около 65° сев. широты). Весь Поморский берег усеян массой островов, которых много также и в Кемском заливе. Главнейшие из них Ромбак, Кузова, Як и Попов. На последнем острове, именуемом ныне островом Революции, распо ложен Кемский порт в 12 верстах от гор. Кеми. 229
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz