Очерк работы Мурманской железной дороги в 1924-1925 г. / Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : [б. и.], 1926. - 234 с., [2] л. к. : ил.

Мурманский порт является ближайшим портом к Норвегии и к се­ верной части Англии из всех портов СССР. Путь от Нью-Йорка до Мурманского порта на 4— 5 суток короче, чем до Ленинграда. Это создает большое преимущество для направления грузов на Мурманск, тем более, что самое плавание по Северному океану в обход Скандинавского полуострова, по отзыву всех судоводи­ телей, несравненно удобнее и безопаснее, нежели следование через Немецкое и Балтийское море к Ленинграду. Будучи расположен у самого выхода в открытый океан, отличаясь глубиной, допускающей прием самых глубокосидящих судов, и незамер- заемостью в течение круглого года, Мурманский порт предназначен играть выдающуюся роль среди всех других портов СССР. Сравнительно незначительный грузооборот порта имеет в настоящее время определенную тенденцию к возростанию. В зимнее время Мур­ манский порт всегда будет иметь значение аванпорта для Ленинграда. В будущем, при развитии промышленности и колонизации Мурман­ ского края, количество грузов должно значительно увеличиться за счет грузов местного значения. Особенно же интенсивное развитие грузо­ оборота следует предвидеть в связи с осуществлением железнодорожной линии Сорока—Котлас, которая сократит расстояние от Мурманска до центра сибирской промышленности Ново-Сибирска до 4.116 километров и даст выход в течение круглого года сибирским грузам. Не менее существенное значение будет иметь и увеличение импорт­ ных грузов, главным образом сельскохозяйственных машин, направляю­ щихся из Америки в Сибирь. Проектом расширения Мурманского порта предусматривается разде­ ление портовой площади на отдельные районы: а) район экспортно-импортных операций с выделением экспортной площади для хлеба, а также причальной линии для срочного пароходства; б) район лесной гавани; в) район рыбной гавани; г) район ремонтной гавани и хозяйственная база. Глубина экспортно-импортной гавани определена в 32 фута при самом низком горизонте. Все отдельные районы предполагается соединить достаточным коли­ чеством рельсовых путей с перенесением главной портовой сортировочной станции в Колу, находящуюся в расстоянии 12 километров к югу от Мурманска. Работы по расширению порта разделены на две очереди: первая очередь предусматривает развитие грузооборота к 1935 году до 49 милл. пудов, вторая очередь —к 1945 году до 120 милл. пудов. В связи с решением Севгосрыбтреста перенести из Архангельска в Мурманск базу траллового лова в ближайшее время, значительная часть работ по устройству рыбной гавани будет произведена в текущем 1926-м году. Наличием плавучего дока, переведенного из Архангельска летом 1925 года, предоставляется возможность производства ремонта не только для всех судов внутреннего плавания, но также и для судов иностран­ ного плавания, потерпевших повреждения в пути. 228

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz