Очерк работы Мурманской железной дороги в 1924-1925 г. / Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : [б. и.], 1926. - 234 с., [2] л. к. : ил.

Кроме того, в агрсбазах было 25 рабочих лошадей и 3 жеребенка. Лошади содержатся не для снабжения переселенцев, а для обслуживания, самих агробаз. В агробазе „Ильич" разводится молочный скот исключительно) Восточно-финской породы, племенное стадо которого было привезено' в 1924 г. из Финляндии. При небольшом живом весе (в среднем 295 кгр.),. корова этой породы дает от 2 .000 до 2.400 литров молока в год; молоко- с содержанием жира 4,5 —5, 5% . Эта порода специально приспособлена, для северных районов. В агробазе „Зеленец" молочный скот Ярославской породы — д л я южных частей колонизационного отвода. За отчетный год агробазы выпустили для снабжения переселенцев 7 быков, 9 племенных коров, .12 коров, выбракованных из стада агробаз,— на мясо и 59 породистых поросят. На волостной и уездной выставках агробазы получили премии за огородные культуры, корнеплоды, и за животноводство. „Зеленец" привлек своей работой внимание окрестных крестьян, совершавших экскурсии в агробазу. Об успешной работе агробаз не раз отмечалось в печати. 7. Мероприятия по развитию промышленности и организации новых производств Разработка шпата, В апреле 1925 года Мурманская жел. дор. в лице кварца и слюды. Колонизационного Отдела вступила в число учреди­ телей О-ва Карелмурсиликат, состоящего из Центр. С. Н. X. Карелии, Продасиликата и Мурм. ж. д. О-во имеет своей задачей добычу полевого шпата, кварца и слюды. Продасиликат— трест, объединяющий фарфоро­ вую и фаянсовую промышленность Союза, является почти монопольным потребителем кварца и шпата. Доля участия дороги в основном капитале (125.000 р.) была определена в 2 0% (из сумм колонизационного фонда). К 1 октября 1925 года Карелмурсиликатом было добыто около 2.4^5 тонн кварца и 1.700 тонн полевого шпата. Слюда добывалась лишь попутно и добыча ее выразилась в количестве около 900 пудов; кроме того, 600 пудов было куплено у Сов. Нар. Хоз. Карелии. В Ленинграде организована мастерская миканита (слюдяного кар­ тона), для которого идет слюда, не имеющая сбыта, как сортовая. Самая мелкая слюда и обрезки идут на приготовление микасати- нета—серебристого и бронзового порошка, применяющегося, как краска. Участие дороги в Карелмурсиликате, облегчая последнему работу содействием транспорту добытых ископаемых, помощью при оборудовании и пр., в то же время позволяет придать работе предприятия колони­ зационный уклон и связать интересы горных разработок с нуждами колонизации. Переселенческие участки в Пулонге, Чупе, Лоухах и Керети расположены в районе месторождений ископаемых, разрабатываемых Карелмурсиликатом, что дает возможность привлекать переселенцев на работы, главным образом на возку, обеспечивая им усточивый за ­ работок. 218

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz