Очерк работы Мурманской железной дороги в 1924-1925 г. / Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : [б. и.], 1926. - 234 с., [2] л. к. : ил.
XV. Колонизационная деятельность дороги 1. Метод и организация работы Отчетный 1924— 25 год был вторым ГОДОМ колонизационной работы, производящейся на основании „Положения о колонизации Карельско- Мурманского края" , утвержденного СТО в мае 1923 года. Вся деятельность дороги, являющейся „хозяйственным хребтом края" , носит пионерный характер. Основные принципы и очередные задачи этой работы разработаны в книге „Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском крае" ') и формулированы в „Тезисах по коло низации", изданных также отдельной брошюрой. Среди пионерных мероприятий, проводимых дорогой и связанных взаимной зависимостью в целостную систему, особое место занимает колонизационно-переселенческая работа в узком понятии этого термина, выполняемая Колонизационным Отделом Правления дороги. Существен ную особенность этой последней работы составляет особый способ ее финансирования: колонизация производится не на средства, ассигнуемые из государственного бюджета, а на поступления от эксплоатации терри тории, отведенной для этой цели в размере 3.380.000 гектаров. В отличие от земледельческих колонизационных районов, где раз меры возможного вселения определяются, главным образом,, количеством свободной земли, являющейся основным средством производства, в Ка- р льско-Мурманском крае, как и во всяком районе, где по природным условиям возможна только промышленная колонизация с сельским хо зяйством—молочным животноводством и огородничеством, - к а к подсоб ным занятием, размеры и темп переселения определяются потребностью в рабочей силе и зависят от развития промышленности и возникновения новых производств. Переселение, таким образом, составляет лишь слу жебный элемент в общей системе пионерных мероприятий, направленных к развитию производительных сил района и использованию его природ ных запасов. Задачей переселенческой работы в первые два года было создание сгустков населения в ближайших к железной дороге районах, где за рождается промышленность и где приток рабочей силы необходим для обслуживания транспорта и развития уже существующих промыслов. З а два года работы на колонизационном фонде Мурманской желез ной дороги водворено, т. е. приступило к хозяйственному устройству, 2.058 человек; цифра эта, очень небольшая для любого из земледельче ских районов, является весьма значительной для первого фазиса про- ') А. М. Арнольдов. „Ж е л е зн о д о р ож н ая колонизация в Карельско-Мурманском к р ае “. Изд. Правл. Мурм. ж. д., Ленинград. 1925 г. 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz