Очерк работы Мурманской железной дороги в 1924-1925 г. / Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : [б. и.], 1926. - 234 с., [2] л. к. : ил.

Наиболее легко проходит сплав на южных участках лесозаготовок. Здесь сплавные пути с сравнительно спокойным течением, с достаточно устойчивым режимом, с к ал ен ­ дарно-точными периодами вскрытия рек и подъема воды и с пологими берегами, облег­ чающими ход выгрузки; высокая весенняя вода держится достаточное время, чтобы иметь возможность пропустить древесину до намеченных пунктов (нижние рюмы). Совсем иной характер имеют сплавные пути на севере, начиная, примерно, от Петр о­ заводска, где реки начинают приобретать горный характер: они извилисты, узки, изобилуют порогами, вода держится крайне ограниченное время, быстро и неожиданно спадает. Создается опасность зачастую совершенно пропустить время срывки в воду и тем оставить заготовленную древесину на верхнем рюме до будущего года. Другая о собенность северных сплавных путей —это их необычайная сложность, благодаря обилию озер, через которые проходят сплавные реки, и разновременности вскрытия и освобождения от льда рек и озер. Большинство, если не все, реки вскрываются и освобождаются от льда зн ачительно раньше, чем озера. Р а зяи ц а эта достигает иногда 1'/я месяцев, т. к. на озерах лед зачастую держится до июня месяца, а реки начинают вскрываться в конце апреля и начале мая. Сплав при таких условиях должен проходить в два периода. Расходы по сплавным операциям очень значительны , а потому количество сплавляемой древесины должно быть максимальным (до полной грузоподъемности данного сплавного пути),— только при таком условии стоимость сплавляемой древесины будет сравнительно нормальной. Последнее обстоятельство привело к необходимости развития на севере в особенно широких размерах „компанейского” сплава. Однако, благодаря изобилию сплавных путей и разбросанности лесозаготовительных организаций Карело-Мурманского Края по разным лесничествам и районам и совершенно различному направлению их работ, а зачастую просто благодаря отсутствию других лесозаготовителей по данному бассейну, компанейский сплав на крайних северных участках пока не охватывает всех партий сплавляемой древесины. Отчетные данные по сплавным операциям за 1924—25 год рисуют сравнительно благоприятную картину: сплав по всем районам прошел удовлетворительно и % утопа от общей массы древесины, за редкими исключениям, не превышал 3 — 4 ° /0. Стоимость сплава по южным уча­ сткам не превысила сметных предположений; на крайних же северных участках по некоторым бассейнам особенно неблагоприятные условия (поздняя зима, малое количество осадков и связанное с этим маловодие) значительно удорожили сплавную древесину, но это удорожание, при разверстке стоимости на все количество удачно сплавленной древесины, все же не отразилось особенно сильно на себестоимости одного куба, общее количество сила- Общее количество сплавленной древесины по 4-м раепре?елениееСИе Т по лесозаготовительным районам было 57 .432 ,6J куб. саж., районам. из них дровяной древесины 2 / . 111,53 куб. саж. и деловой 30.321,1 куб. саж. Распределение сплавной древесины по районам было следующее: Районы Дрова Пропсы Балансы Б рев н а Шпалы в кряж. Шпалы ряжи листвен, проч. лесома- j ;риалы к. с. Всего шт. шт. шт. куб. саж. к. с. к. с. к. с. к. с. к. с к. с. ^ S н 23.505 16.600 1.187 I . . 11.391,38 157,64 372,73 1.165,28 416,58 22,58 109,78 13.635,97 II . 955,70 26.241 29.882 26.830 1^ "491 10.688,79 1.007,19 1.381,1 679,10 609,77 ш ....................... 115.006 211.839 149.300 16RA1 4S 2.551,82 48,95 6.053,00 4.814,50 3.393,18 I V .................................. 112.319 102.000 39.791 11.613,56 2.479,54 5.911,5 2.318,18 904,34 277.071 360.321 217.108 Итого . . . . 27.111,53 1.213,78 1.328,43 14.510,88 8.228,36 4.929,87 109,78 57.432,63 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz