Очерк работы Мурманской железной дороги в 1924-1925 г. / Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : [б. и.], 1926. - 234 с., [2] л. к. : ил.

предвидеть в начале года. Такими работами являлись: постройка плотин на мелководных реках для искусственного поднятия уровня рек, устрой­ ство дополнительных запаней и переброска сплавных рабочих с одного бассейна на другой, что значительно увеличило общее количество рабо­ чих дней. Что касается уменьшения, против расчета, потребности в конных рабочих, то это следует приписать исключительно работе подъездных путей — широкой и узкой колеи, которые, начиная с 1924 —25 года, начи­ нают играть особо важную роль в отношении сбережения гужевой силы. Слабая заселенность Карело-Мурманского Края в связи с отсут­ ствием местного фуража и продовольствия, а также и суровыми климати­ ческими условиями, ставит каждого лесозаготовителя в северных лесни­ чествах в крайне затруднительное положение с вербовкой рабгужсилы для выполнения производственной программы. Отсутствие вблизи мест заготовок рабгужсилы приводит к необхо­ димости вербовать ее в соседних и дальних губерниях. Таким образом, для покрытия приведенной выше потребности в пеших и конных рабочих на 1924— 25 год Лесному Отделу пришлось проделать крайне сложную работу по вербовке их путем командирования специаль­ ных агентов в другие губернии. Чем южнее участок (ближе к Ленинграцу), тем привозной рабочей силы требовалось меньше. В пределы 1-го лесозаготовительного участка (Ленинградская и Новгородская губерния) рабгужсилы почти не ввози­ лось за исключением более квалифицированных—шпалотесов, в то время как в пределы северных районов было ввезено до 70°/« пеших и конных рабочих. Трудность вербовки рабочих на севере усугублялась еще тем, что большинство местного населения (карелы, финны) занимаются одновре­ менно несколькими отхожими промыслами в зависимости от сезона: рыбный промысел, пушной и проч. Благодаря этому обстоятельству, некоторые партии местных рабочих приступили к работе по лесозаготовкам слишком поздно, например, в середине января, когда заканчивался сезон рыбной ловли и сдачи улова. Кроме вербовки и привоза рабочих и возчиков из других губерний, Лесным Отделом в целях привлечения наибольшего количества рабо­ чих из местного населения был проведен опыт раздачи им лошадей на отработку. Этот способ привлечения крестьян на лесоразработки дал сравнительно хорошие результаты. Всего было роздано до 300 лошадей. Многие из беднейших крестьян, получившие лошадей на отработку, успели отработать стоимость лошади за один сезон и в то же время значи­ тельно увеличили свой заработок. Последнему обстоятельству весьма содействовал отпуск фуража и продовольствия на местах работ по крайне доступным ценам через снабжающий аппарат— „ЖЕЛРЫБУ " . Задача Лесного Отдела, как видно из сказанного, была гораздо сложнее, чем у большинства лесозаготовителей, оперирующих в местностях более населенных, поскольку последние имеют возможность черпать необходимую им рабочую и гужевую силу из местного населения, а вопросы снабжения целиком передавать местным кооперативным органам. Само собой разумеется, что вербовка рабочих и возчиков, кроме значи­ 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz