Очерк работы Мурманской железной дороги в 1924-1925 г. / Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : [б. и.], 1926. - 234 с., [2] л. к. : ил.

Работа северной части дороги, сводившаяся два года тому назад исключительно к хозяйственным перевозкам и небольшому ввозу продо­ вольствия для местного населения, в 1924 — 25 году дала уже 45 ,5° /о всей продукции дороги. Это результат привлечения импортных грузов через Мурманский порт и развития лесоразработок самой дороги. Импорт­ ные и местные грузы с севера дают почти одинаковый процент прира­ щения —58"/,, в 1924 — 25 году против 1923 — 24 года. Но в абсолютных цифрах местные грузы преобладают. Импортных грузов с севера было перевезено в 1923— 24 году 7,5 милл. пудов и в 1924 — 25 году — 12 милл. пудов. Местных же грузов дорога в 1923 — 24 году перевезла 15,2 милл. пудов и в 1 9 2 4— 25 году — 24,1 милл. пудов. Таким обра­ зом, в развитии грузооборота большую роль играют новые местные грузы, как последствие новых разработок и производств в районе дороги, пере­ страивающих его экономику. Экономическое обследование, произведенное летом 1925 года Коло­ низационным Отделом дороги, вскрыло глубокие изменения в хозяйстве района дороги. Застывшие вековые формы хозяйства, долго бывшие неподвижными, под влиянием роста промышленных предприятий и по­ явления спроса на продукты местной промышленности сдвинулись в сторону экономического прогресса. Свидетельством роста экономической жизни в районе дороги под влиянием пионерной работы дороги являются развитие грузооборота и отдельных станций железной дороги и увеличение численности населе­ ния тех пунктов или тех промежуточных станций, вблизи которых сосре­ доточиваются лесные и горные разработки, лесопильные заводы и другие предприятия дороги. Город Сорока, имевший при постройке железной дороги 1.560 жите­ лей, на 1 октября 1925 года насчитывает уже свыше 6 тысяч населения. Станция Сорока в 1923— 24 году отправила 100 т. пудов рыбы на сумму около 300 тысяч рублей, а в 1 9 2 4— 25 году о т п р а в л я е т 300 тысяч пудов рыбы на сумму свыше 600 тысяч рублей. За это время в г. Сороке было построено 50 новых домов, а в окрестностях Сороки - в Сальна- волоке— возник новый поселок в 66 домов. Еще быстрее, благодаря импортным и экспортным операциям, растет город Мурманск. Население его за три года с 2 тысяч человек возросло до 7 тысяч. Новый колониза­ ционный центр станция Медвежья Гора—имел грузооборот в 1922—23 году в 392 тысячи пудов. В 1923 — 24 году его грузооборот достигает 1.063.000 пудов, а в 1924 — 25 году грузооборот коммерческих грузов его увеличивается до 2.175 .000 пудов. Рост грузооборота за счет новых грузов наблюдается и на других северных станциях дороги: Сегеже, Чупе и др. в тех районах, где организованы производственные предприятия дороги или связанные с ней комбинаты. В соответствии с ростом грузооборота растет и доход на версту дороги. В 1922— 23 году доход на версту дороги составлял 2.866 руб­ лей. В 1923—24 году он поднимается до 6.390 рублей и в 1924—25 году повышается до 7.836 рублей. Соотношение расходов с доходами, т. е. коэффициент эксплоатации, прогрессивно снижается: в 1922 - 2 3 году он составлял 2.35, в 1923 — 2 4 — 1,78 и 1924— 25 году снижается до 1,47. VII

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz