Очерк работы Мурманской железной дороги в 1926-1927 г./ Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : [б. и.], 1928. - 247 с., [2] л. к. : ил.

— 240 — промышленных звеньев—Желлеса и Желрыбы. Таким образом, К о м б и н а т дороги является не только активным возбудителем экономики края, нон епо - с т р е д с т в е н н о с о з д а е т и н е о б х о д и м ы е д о р о г е г р у з ы. Оценка работы Мурманской ж. д. как комбинированного хозяйства, давшая несомненные положительные результаты в эксплоатации лесов района дороги и развитии рыбных промыслов дана в ряде постановлений и резо­ люций различных государственных учреждений и комиссий, знакомившихся с этой работой. Наиболее полное выражение этой оценки заключается в рево­ люции *) Совещания при Главлесбуме ВСНХ СССР от 23 и 30 августа 1927 г., высказавшего тот взгляд, что данный о пыт д о р о г и д о л ж е н быть у ч т е н и и с п о л ь з о в а н для организации подобных комбинирован­ ных предприятий в д р у г и х р а й о н а х Союз а , сходных по природной и экономической обстановке с Карело-Мурманским краем, особенно при проек­ тировании или проведении в их пределах новых железнодорожных линий. Проявляя максимум энергии и возможной предпримчивости в развитии своей колонизационной производственной работы, Правление дороги, однако, не отвлекало тем самым своего внимания и от чисто транспортных функций дороги. О т ч е т н ы й 1 9 2 6 — 27 г о д я в и л с я р е к о р д н ы м и в э т о й ч а с т и д о р о ж н о й р а б о т ы . Этот год показывает большой подъем грузооборота Мурманской дороги, как по количеству (в тоннах) всех перевезенных в поездах коммерческого движения грузов—на 29°/0 против 1925— 26 г-, так и по общему их пробегу (тонно-километры)— 42%, в сравнении с тем же годом. Этот значительный подъем обусловлен: а) хозяйственным развитием, тяготеющего к дороге района в результате чего количество грузов местного значения в 1926—27 году увеличилось в сравнении с 1925—26 годом на 21°/0 и б) р а б о т о ю М у р м а н ­ с к о г о По р т а , который, начиная играть в и д н у ю р о л ь в о в н е ш н е й торговле СССР и занимая по ввозу в ценностном выражении «торое место среди портов Союза (первое после Ленинградского порта), питает дорогу тран­ зитными грузами, давшими за тоже время увеличение на 90'/* (импорт—глав­ ным образом,—хлопок; экспорт—хлебные грузы). Ha-ряду с этим отчетный год показывает у л у ч ш е н и е р я д а д р у г и х и з м е р и т е л е й р а б о т ы д о р о г и и п о л о ж е н и я в о т д е л ь н ы х о т р а ­ с л я х е е х о з я й с т в а :—проведение ряда мероприятий технического и воспи­ тательного характера, давших в результате снижение происшествий крупного' значения по их роду и последствиям; увеличение запаса топлива, являю­ щееся началом перехода к более нормальному топливному положению; увели­ чение зарплаты и производительности; выполнение программы жилищного строительства, давшее уменьшение вагонов, занятых под жильем; улучшение обслуживания культурно-просветительных запросов железнодорожного насе­ ления школами Соцвоса, Профобра и Политпросвета; улучшение на дороге здравоохранения. В итоге дорогою з н а ч и т е л ь н о у л у ч ш е н к о эф ф и ц и е н т э к с п л о а - т а ц ии : с 1,53 он снизился до 1,36; т. е. в 1925— 26 году сумма дефи­ цита дороги составляла от общего ее экплоатационного расхода 35°/ot а в 1926 — 27 году—лишь 26%. Таким образом, дефицитность дороги на каждый израсходованный рубль относительно уменьшилась за последний год на 9 копеек. Сопоставление технических достижений с экономическими дает осно­ вание для общего вывода, что д о р о г а в ц е л о м , ка к т р а н с п о р т н о - п р о м ы ш л е н н о - к о л о н н з а ц и о н н ы й К о м б и н а т , и д е т п р о г р е с ­ с и в н о по п у т и с в о е г о р а з в и т и я , с п о с о б с т в у я в м е с т е с тем э к о н о м и ч е с к о м у о ж и в л е н и ю о б с л у ж и в а е м о г о ею кра я . *) См. стр. 196.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz