Очерк работы Мурманской железной дороги в 1926-1927 г./ Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : [б. и.], 1928. - 247 с., [2] л. к. : ил.
— 239 — м е р н о на 35%. Большое культурное значение для края имеют произво димая дорогою мелиорация болот и п е р в ы й о пыт в СССР механизиро ванной обработки осушенных земель фрезмашиною, давший блестящие резуль таты. Не менее ценною является р а б о т а о п ы т н ы х с. - х. п у н к т о в до роги, из которых Хибинский и Кольский пункты, находясь з а п о л я р н ым кр у г ом , привлекают к себе внимание всего научного мира. Это аванпосты— борьбы человека с природой. Б результате упорной работы этих пунктов испытано около ‘2.000 сортов семян огородных и полевых растений' в пелях подбора определенных культур, отвечающих климатическим и почвенным условиям Кольского полуострова и Карелии. В числе важных моментов развития Колонизационного дела необходимо подчеркнуть проявившуюся за последнее время среди колонистов т е н д е н ц ию к у с и л е н н о м у з а ч и с л е н и ю и х на в н о в ь о б р а з о в а н н ы х у ч а с т к а х п о б е р е ж ь я К о л ь с к о г о з а л и в а . Это стремление коло нистов на крайний север в значительной степени у с к о р я е т п р о ц е с с заселения Кольского побережья и дальнейшего о б р а з о в а н и я р ы б а ч ь и х п о с е л к о в на М у р м а н е и развития рыбных промыслов. Отмечая эти наиболее интересные моменты в развитии колонизации нашей дальней северо-западной окраины, следует указать и на ту положи тельную роль, которую играют в этом процессе звенья Комбината дороги— Ж е л л е с и Ж е л р ы б а. Желлес, являясь главным потребителем древесины Колфонда, а, следо вательно, созидателем денежного колонизационного фонда, не только служит ф и н а н с о в ы м в о з б у д и т е л е м в с е г о д е л а к о л о н и з а ц и и , ной про водником этой древесины из глухих, удаленных, пунктов Карелин и Мурмана на внутренние рынки СССР. Работая в таких районах, где впервые может быть вступает нога человека, и испытывая на себе все т р у д н о с т и р а б о т ы в у с л о в и я х с у р о в о г о б е з л ю д н о г о к р а я , Желлес играет тем самым полезную роль пионера, внося в заброшенные прежде районы края зачатки индустриализации. Желлес не ограничивается лишь добычей сырья из лесов колонизацион ного отвода. Он широко поставил дело и переработки сырья на ряде заводов. Там, где сооружались заводы, сейчас же образовывались и с каждым годом растут и развиваются рабочие поселки, устраиваемые Колонизационным Отделом. Желлес и Колонизационный Отдел являются факторами двух основ ных колонизационных процессов: развития производства и заселения края. Оба вместе являются колонизационными органами—частями единого транс портно-колонизационного аппарата, комбинированного хозяйства Мурманской железной дороги. Такую же пионерную роль выполняет и Желрыба, последовательно раз вивая сеть своих снабженческих пунктов на лесозаготовках и на кустарных рыбных промыслах побережья Белого моря и Кольского полуострова. Достаточно ярким показателем размера работы Желлеса и Желрыбы является оборот по расходам этих предприятий, достигший в 1926—27 г. У Желлеса— 12.335.739 руб. и у Желрыбы—6.844.411 рублей, образующий в итоге 'около 20 миллионов рублей. Эта крупная сумма, участвуя в обороте средств края, население которого (АКССР и Мурманский округ) по последним данным составляет, примерно, 300.000 человек,—естественно, не может не оказать заметного влияния на оживление местной экономики. Последнее можно усмотреть из данных— статистики перевозок Мурманской ж. д.. По этим дан ным, грузы Желлеса и Желрыбы, поступившие на дорогу в 1926—27 году, составили 18% от общего м е с т н о г о г р у з о о б о р о т а дороги. Иначе говоря, почти 1/5 всех местных грузов, органически связанная через лесозаго товки, лесопильные заводы, рыбо промысловые предприятия и т. п. с эконо микой района дороги, порождена самим же Комбинатом дороги, в лице его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz