Очерк работы Мурманской железной дороги в 1926-1927 г./ Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : [б. и.], 1928. - 247 с., [2] л. к. : ил.

— 238 — н а п р а в л е н и я и м п о р т н о - э к с п о р т н ы х г р у з о в , т. к. ни у порта ни у дороги не было достаточной экономической базы для максимального использования своих эксплоатационно-технических рессурсов. Такою базою должен явиться район тяготения к проэктируемой линии Сорока-Котлас. Железнодорожный транспорт в лице комбинированной деятельности Мурманской жел. дороги явился для Карело-Мурманского Края тою мощною оживляющею кровеносною системою и тем „становым хребтом" по выражению Наркома Путей Сообщения Я. Э. Рудзутака, при наличии которого потен- циональныо, скрытые возможности края стали переходить в кинетическое состояние, в живую действительность. Привлекая в свою комбинированную работу крупные средства и вливая их в край, дорога закладывает основы индустриализации его и, развивая разработку природных рессурсов края на представленной ей территории, она создает новые возможности для приложения труда человека, чем вызывает приток в край нового населения. Исключительным влиянием Мурманской ж. д. и порта (развитие грузо­ оборота) можно объяснить рост населения города Мурманска за последние 6 лет (1920—26 г.г.) на 266°/0 (2399 и 8777 человек), достигшего в на­ стоящее время уже 10.000 человек. Мурманск—один иэ городов где жилищ­ ный кризис являесся особенно острым. Новый переселенческий поселок— город, устраиваемый дорогой на второй террасе Мурманска, заметно смягчает жилищный кризис и тем самым содействует дальнейшему росту города. В пределах Карельской республики особенно интенсивным приростом населения по данным всесоюзной переписи 1926 года отличаются волости: Кандалакшская, Ковдская, Керетская, Сорокская, Надвоицкая, Петровско- Ямская, т. е. район преимущественного сосредоточения комбинированной деятельности дороги. В т е х ч а с т я х э т их в о л о с т е й , к о т о р ы е н е п о ­ с р е д с т в е н н о п р и л е т а ют к М у р м а н с к о й ж. доро г е ^ п р и р о с т н а с е л е н и я з а п о с л е д н и е 6 л е т (1 9 2 0—2 6 г.г.), н о с и л и н т е н ­ с и в н ый х а р а к т е р , выразившийся, например, для Кандалакшской волости в 175°/о, Ковдской— 217°/0 и Надвоицкой—в 581%. Целый ряд поселков промышленного и промыслового типа в районе дороги увеличил свое насе­ ление за те же шесть лет на 100 и более °/о°/о- Приток населения в край выявляется данными статистики дороги, пока- зывющими, что за последние два года въехало в район дороги на 61.983 чел. более, чем выехало из него. Н а с е л е н и е р а с т е т п а р а л л е л ь н о у в е л и ч и в а ю щ е м у с я с п р о с у на р а б о ч и е р у к и со с т о р о н ы м е с т н о й п р о м ы ш л е н ­ н о с т и и в том числе Ж е л л е с а , Ж е л р ы б ы и К о л о н и з а ц и о н н о г о Отдела . Все это свидетельствует, что задача по колонизации края возложенная на Мурманскую жел. дорогу, даже без отпуска дороге оборотных средств и предоставлении лишь сырьевой базы в виде неэксплоатировавшихся ранее лесов, выполняется довольно успешно. Отчетный 1926—27 год подводит итоги работы дороги за четвертый год деятельности ее, как Комбината, и подтверждает, что п у т ь и м е т о д р а б о т ы , н а м е ч е н н ы е дорогой, о к а з а л и с ь п р а в ил ь н ы м и. Продол­ жается непрерывный рост Комбината во всех его звеньях, при чем этот рост идет, в общем, значительно более быстрым темпом, чем это было преду­ смотрено ориентировочным планом при проведении самого проекта о коло­ низации (постановление СТО от 25 мая 1923 г.). Достаточно сказать, что с 1923—24 г. и по 1926—27 г., т. е. всего за 4 года дорогою ужо лесо­ устроено в полосе колонизационного отвода 1.521.774 гектаров, или 4 6rt/o в с е й п л о щ а д и э т о г о ф о н д а , по своим размерам равного территории Бельгии. Л е с о у с т р о й с т в о у в е л и ч и л о д о х о д н о с т ь л е с о в п р и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz