Очерк работы Мурманской железной дороги в 1926-1927 г./ Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : [б. и.], 1928. - 247 с., [2] л. к. : ил.

— 237 — Комбинатом дороги построены лесопильный и консервный заводы, капиталь­ ное паровозное депо, быстро развивается в промышленный центр привле­ кающий новое население. До недавнего времени в этом месте, находящемся за полярным кругом, стояла почти одиноко лишь одна железнодорожная станция, лишенная мест­ ных грузов. Кандалакша, находясь всего лишь в 277 км. по линии ж. д. от незамерзающего Мурманского Порта естественно, в дальнейшем станет одним И8 важных пунктов внешне торгового значения на территории о б р а ­ з у ю щ е г о с я д л я М у р м а н с к а Hinterland'a. Еще показательнее развитие нового центра при ст. М. Гора. До 1923 г. это была одинокая станция с несколькими полуразрушенными необитаемыми бараками, оставшимися от постройки дороги. Теперь в районе станции М. Гора образованы три больших переселенческих поселка, выстроена дорогой хорошо оборудованная санатория, работает построенный Комбинатом лесопильный завод, деревообделочная мастерская и мельница. Результатом этих меро­ приятий является то, что М. Гора в 1926— 27 году по своему коммерческому грузообороту превзошла на 38.000 тонн такой старинный центр как Петро­ заводск— столицу Карелии. Анализируя хозяйственные процессы Карело-Мурманского края под влиянием комбинированной работы Мурманской ж. д., нельзя не усмотреть, что с этою работою начинается о п р е д е л е н н а я э п о х а э к о н о м и ч е ­ с к о г о п р о б у ж д е н и я кр а я . И, несмотря на то, что работа Комбината протекает в тяжелых приполярных климатических и тяжелых природных условиях со всеми трудностями, созидательного процесса в безлюдной мест­ ности—все же приходится констатировать достаточно прогрессивный темп ее роста и влияния на экономику Края. Минувший 1926— 27 г. показал, что дорога, которая совсем недавно рассматривалась как „ вр е мянк а в с е же, несмотря на свое слабое техниче­ ское оборудование и трудности профиля пути (подъемы до 0,021), способна выполнить большую неуклонно растущую работу: если пробег грузов (тон.-км.) в 1924— 25 г. принять за 100%, то в 1925— 26 году он составит 131%, а в 1926—-27 г.—187°/0 и, судя по техническо-эксплоатационным измери­ телям дороги (например,—коэффициент коммерческой скорости*), средне­ суточный пробег эксплоатируемого паровоза в товарном движении **),. средне-суточный пробег рабочего вагона товарного парка***) и др.), о н а р а б о т а е т н е х у ж е д р у г и х д о р о г м а г и с т р а л ь н о г о т и п а с е т и . Справившись в минувшем году с успехом со своими перевозками, дорога тем самым выдержала государственный экзамен на определение дороги маги­ стрального типа. В этом достижении большую положительную роль сыграло построение хозяйства дороги на основах комбината, который в значительной степени импульсирует развитие ее грузооборота, вместе с тем заставляет дорогу при ее технической бедности все же достигать лучших измерителей. Тем не менее следует констатировать, что Мурманская ж. д., также как и Мурманский порт, входящий составною частью в Комбинат дороги и проделавший вместе с ней большую работу, встречают в этой работе осно­ вное затруднение в том, что до с и х п о р д о р о г а не им е л а п л а н о в о г о *) т. е. отношение коммерческой скорости к технической на Мурманской л:, д. в среднем за июль 1926—27 г. составило 67°/0, в то i ремя как такое же отношение в среднем для сети дорог дает 66%; за год по отдельным дорогам имеем: (.ев.-Зап. ас. д. —5"(,50/о, Мурманск, ж. д.—63,3%, Октябрьская, ж. д .—68,8%. **) в среднем за 1926—27 г.: на Мурманской ж. Д.— 137 км, по сети дорог, 132 км. ***) в среднем за 1926—27 г.: па Мурманской ж д .—90 км, по сети дорог,—80 км.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz