Очерк работы Мурманской железной дороги в 1926-1927 г./ Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : [б. и.], 1928. - 247 с., [2] л. к. : ил.

3 А к л 10 Ч Е Н И Е. (выводы, перспективы и необходимые мероприятия) Обозревая работы Мурманской ж. д. за 1926—27 год и ее достижения по отдельным отраслям экономической и технической деятельности нельзя не подвести общих итогов деятельности Мурманской дороги, как т р а н ­ с п о р т н о - п р о м ы ш л е н н о - к о л о н и з а ц и о н н о г о к о м б и н а т а * ) в его целом, подчиненной единому руководящему плану работы Мурм. ж. д. М у р м а н с к а я ж е л е з н а я д о р о г а я в л я е т с я е д и н с т в е н н о ю п о к а д о р о г о ю в СССР , к о т о р а я в с и л у у с л о в и й м а л о н а с е ­ л е н н о с т и и с л а б о г о э к о н о м и ч е с к о г о р а з в и т и я п р о р е з ы ­ в а е м о г о ею К а р е л о - М у р м а н с к о г о кр а я , п о с т р о и л а с в о е х о ­ з я й с т в о по т и п у с л о ж н о г о к о м б и н а т а , — в соответствии с возло­ женною на дорогу Союзным Правительством задачею колонизации Края и его экономического развития (декрет СТО от 25 Мая 1923 г.). С у щ н о с т ь к о л о н и з а ц и и , проводимой дорогою, сводится к тому, что на средства, получаемые ею от эксплоатации предоставленного земель­ ного фонда (площадью свыше 3 миллионов гектаров, вдоль лйнии начиная от ст. Медвежьей Горы **) до Мурманска), преимущественно лесов, она плано­ мерно осуществляет свою колонизационно-васеленческую программу (земле­ устройство, мелиорация земель, лесоустройство и устройство поселков в местах, имеющих по природным условиям предпосылки промышленного и промысло­ вого развития), лесо и рыбопромышленное строительство, строит лесопильные и консервные заводы, рыбопромысловые фактории на побережьях Кольского полуострова и т. п. и проводит другие мероприятия колонизационного харак­ тера,— тём самым постепенно вовлекая в общенароднохозяйственный оборот неиспользованные до снх пор ценности тяготеющих к дороге районов Показателями развития этой работы служит прежде всего ряд новых поселков: Медвежья-Гора, Сегежа, Надвойцы, Лоухи, Чупа, Кандалакша, Хи­ бины и др. возникших в пределах колонизационного отвода на диких и до этого пустынных местах. Из них некоторые уже стали р а й о н н ы м и к у л ь ­ т у р н о - п р о м ы ш л е н н ы м и ц е н т р а м и , являющимися очагами даль­ нейшего развития производства и заселения края. Так, Кандалакша, где *) Подробное освещение вопроса об экономических предпосылках работы дороги по методу комбината, об особенностях этого метода и о достижениях в дан­ ной области за предыдущие годы можно найти в специальных изданиях П равлени я дороги. Главнейшими из них являются: „Пути развития Мурмана" 1922 г. и „Коло­ низация Мурмана“, 1924 г., в которых подведены итоги первых шагов пионерной работы и намечены пути ее дальнейшего развития; „Железнодорожная колонизация в Карельско-Мурманском Крае", в которой разработаны основные принципы и ме­ тоды железнодорожной колонизации. Результаты технических колонизационны х работ за 1923/24—1925/26 г. г. опубликованы в изданных Правлением дороги трех ежегодных отчетах Колонизационного Отдела— за 1923/24, 1924 25 годы. Р е з у л ь т а т ы работы Дороги в целом, как Комбината, за те же годы также опубликованы в и зд ан ­ ных Правлением дороги соответствующих трех очерках. **) 150 километров к северу от Петрозаводска.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz