Очерк работы Мурманской железной дороги в 1926-1927 г./ Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : [б. и.], 1928. - 247 с., [2] л. к. : ил.

— 176 — ные мелиоративные работы, которые были проделаны на севере Карелии и в Мурманской губернии. Так на севере Карелии был устроен канал в 300 сажен по укорочению сплава через озеро Маслозеро и произведены крупные подрывные работы по приведению в сплавоспособное состояние совершенно запущенных речек- 08 ер Пизанец и Сидра. В Мурманской губернии, где бас­ сейны озера Имандра и реки Туломы особенно затруднительны для проведе­ ния сплавных операций, Желлесом вновь по примеру прошлого года про­ деланы значительные работы по приведению в сплавное состояние притоков р. Туломы—p.p. Анис и Кожа: подорваны динамитом ряд крупных камней, устроено несколько ряжевых плотин длиной свыше 15-ти саж. со шлюзами, что дало возможность регулировать уровень воды и избежать обсушки древе­ сины. Произведены также подрывные работы на р. Ливе и в системе про­ токов между рядом озер Кулос-Каложня-Кандос-Пиренга. Кроме перечислен­ ных работ, на многих реках произведен ремонт ранее построенных плотин, устроены искусственные косы для выпрямления русл и пр. Общая сумма затрат на работы по улучшению сплавных путей выра­ зилась в следующих суммах: а) На очистку рек израсходовано..........10.612 р. 37 к. б) На подготовительные работы по сплаву ....................................................44.411 р. 98 к. в) На устройство плотин и шлюзов . . . 16.553 р. 39 к. И т о г о .......... 71.577 р. 74 к. Эта сумма по отношению к стоимости проведения сплавных операций (сплав, срывка, сгон и выгрузка), которая выразилась в 1.026.761 р. 21 к. (не считая сплавного сбора и стоимости реквизита к спла^У) составляет около 7°/0. В прошлом году на ту же надобность было израсходовано от об­ щей сметы на сплавные операции 3,5°/0. Расходы на улучшение сплавных путей являются одним из моментов колонизационного характера работы Желлеса в Карело-Мурманском Крае. у По первому участку, за исключением незначитель- арактер и продол- НШ) количества ДрОВ на р Оскуе и бревен на р. Ояти, жительность сплав- весь сплав был компанейский и молевой. Сплавные опе- ных операции. р ацИН проводились под наблюдением начальника сплава Северо-Западного района. Работы велись исключительно местными поденными рабочими. Сплав продолжался по отдельным рекам от 15 до 45 дней. По второму участку, наоборот, сплав проводился Желлесом само­ стоятельно за исключением системы р. Повенчанки (р. Вола, Сона и Салмо- зерка), где был назначен компанейский сплав с Кареллесом и Пове- нецким УИК’ом. Рабочей силы из местных крестьян было недостаточно, поэтому при­ шлось навербовать 504 сплавщика в других губерниях. Всего работало 816 человек. Буксировка лесоматериалов по Онежскому озеру производилась 180-ти - сильным пароходом „Пилот". Сплавные операции продолжались 80 дней. По третьему участку сплав был одним из самых продолжительных и трудных, в особенности по выводу древесины из реки Пизанца. Сплав велся самостоятельно. Навербовано было 650 сплавщиков. Для буксировки древе­ сины по озеру Сегозеру имелось три парохода «Дровяное»—80 сил, «Моряк»— . 140 сил, «Герцен»— 140 сил. В виду значительного протяжения сплава, продолжительность его опре­ делилась в 140 дней.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz