Очерк работы Мурманской железной дороги в 1926-1927 г./ Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : [б. и.], 1928. - 247 с., [2] л. к. : ил.
— 176 — ные мелиоративные работы, которые были проделаны на севере Карелии и в Мурманской губернии. Так на севере Карелии был устроен канал в 300 сажен по укорочению сплава через озеро Маслозеро и произведены крупные подрывные работы по приведению в сплавоспособное состояние совершенно запущенных речек- 08 ер Пизанец и Сидра. В Мурманской губернии, где бас сейны озера Имандра и реки Туломы особенно затруднительны для проведе ния сплавных операций, Желлесом вновь по примеру прошлого года про деланы значительные работы по приведению в сплавное состояние притоков р. Туломы—p.p. Анис и Кожа: подорваны динамитом ряд крупных камней, устроено несколько ряжевых плотин длиной свыше 15-ти саж. со шлюзами, что дало возможность регулировать уровень воды и избежать обсушки древе сины. Произведены также подрывные работы на р. Ливе и в системе про токов между рядом озер Кулос-Каложня-Кандос-Пиренга. Кроме перечислен ных работ, на многих реках произведен ремонт ранее построенных плотин, устроены искусственные косы для выпрямления русл и пр. Общая сумма затрат на работы по улучшению сплавных путей выра зилась в следующих суммах: а) На очистку рек израсходовано..........10.612 р. 37 к. б) На подготовительные работы по сплаву ....................................................44.411 р. 98 к. в) На устройство плотин и шлюзов . . . 16.553 р. 39 к. И т о г о .......... 71.577 р. 74 к. Эта сумма по отношению к стоимости проведения сплавных операций (сплав, срывка, сгон и выгрузка), которая выразилась в 1.026.761 р. 21 к. (не считая сплавного сбора и стоимости реквизита к спла^У) составляет около 7°/0. В прошлом году на ту же надобность было израсходовано от об щей сметы на сплавные операции 3,5°/0. Расходы на улучшение сплавных путей являются одним из моментов колонизационного характера работы Желлеса в Карело-Мурманском Крае. у По первому участку, за исключением незначитель- арактер и продол- НШ) количества ДрОВ на р Оскуе и бревен на р. Ояти, жительность сплав- весь сплав был компанейский и молевой. Сплавные опе- ных операции. р ацИН проводились под наблюдением начальника сплава Северо-Западного района. Работы велись исключительно местными поденными рабочими. Сплав продолжался по отдельным рекам от 15 до 45 дней. По второму участку, наоборот, сплав проводился Желлесом само стоятельно за исключением системы р. Повенчанки (р. Вола, Сона и Салмо- зерка), где был назначен компанейский сплав с Кареллесом и Пове- нецким УИК’ом. Рабочей силы из местных крестьян было недостаточно, поэтому при шлось навербовать 504 сплавщика в других губерниях. Всего работало 816 человек. Буксировка лесоматериалов по Онежскому озеру производилась 180-ти - сильным пароходом „Пилот". Сплавные операции продолжались 80 дней. По третьему участку сплав был одним из самых продолжительных и трудных, в особенности по выводу древесины из реки Пизанца. Сплав велся самостоятельно. Навербовано было 650 сплавщиков. Для буксировки древе сины по озеру Сегозеру имелось три парохода «Дровяное»—80 сил, «Моряк»— . 140 сил, «Герцен»— 140 сил. В виду значительного протяжения сплава, продолжительность его опре делилась в 140 дней.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz