Очерк работы Мурманской железной дороги в 1926-1927 г./ Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : [б. и.], 1928. - 247 с., [2] л. к. : ил.

— 171 — Особую сложность в применении расценок на заготовку и вывозку лесо­ материалов в условиях Карело-Мурманского края создает разбивка зарплаты на тарифные пояса. Всего тарифных поясов, применяющихся в практике, имеется 11, начи­ ная со 100% пояса на юге, в пределах Ленинградской Области, и кончая 170% поясом на Севере-Кольском полуострове. Резкой грани между тариф­ ными поясами, конечно, установить нельзя и это обстоятельство, обычно, приводит к многочисленным претензиям со стороны рабочих, которые всегда указывают на соседнюю артель, которая, работая чуть севернее, иногда в полу­ версте от них. получает на несколько процентов больше, чем они. На этой почве много конфликтов возникает между соседними лесоорганизациями, рабо­ тающими бок-о-бок, но имеющими разные тарифные пояса. Другим затруднением при установлении расценок является гористость лесосек и изреженность насаждений. Рабочие естественно стремятся работать только в лучших делянках с густыми насаждениями на ровной площади; там же где лесонасаждения разбросаны по холмам (сельгам) и лесовозные дороги отличаются хотя бы небольшими подъемами, рабочие за обычную плату работать не соглашаются. В этих случаях необходимо вмешательство регу­ лирующего расценки органа, каким является Междуведомственная К омиссия . Ее работа должна быть чрезвычайно четкой и быстрой, в противном случае лесозаготовитель вынужден, во избежание простоя и ухода рабочих, сам уста­ навливать процентные надбавки и оформлять их в последующем порядке. Участками, где условия работы были особенно тяжелы, являлись 3-й Па- данский и 6-й Чупинский участки; на 3 Паданском участке значительная масса насаждений расположена на горах, доступ к которым был весьма затруднителен; местами срубленные деревья приходилось спускать со скал на сплавных снастях на несколько десятков сажен вниз. Были случаи увечья людей и лошадей. На 6-м Чупинском участке, особенно в Нотозерском Лесни­ честве, и частично в Имандровском, встречались лесосеки с чрезвычайно редкими насаждениями, пораженными, крбме того, иногда, на 70% фаутом. Работа на таких делянках безусловно крайне невыгодна для наемных рабочих. Такое положение могло бы привести вообще к невозможности выполнить задание, если бы у Желлеса не было собственного обоза. Все пункты, где было затруднительно использовать наемную гужсилу, обслуживались собствен­ ным обозом. Так, на 6-й участок, чтобы выполнить задание на северных пунктах, была отправлена самая большая партия собственного обоза, именно 58 запряжек, из всего наличия собственного обоза в 159 запряжек. В рас­ ходной смете расценки на работы были высчитаны для каждого участка ® отдельности с указанием и тарифных поясов и % % надбавок на гористость и изреженность. На 1-м участке, (Ленинградский Округ) заготовка и вывозка лесомате­ риалов оплачивалась по нормам, установленным ЛТБ Торговой Палаты Сев,- Зап. Области по 100%, 105%, 115% и 125% поясам. 2-й участок, работающий в пределах АКССР, был отнесен к 115% поясу. Причем в связи с тем, что заготовка дров производилась в значительной части из сухостоя, валежника и прошлогодних вершин, зарплата была повышена на 25—30% на изреженность и местами на гористость. 3-й участок был отнесен к 121% поясу, а принимая во внимание, что работа велась на недорубах от прошлого года в местности сильно гористой, надбавки местами достигали 40%. 4-й участок, работающий в Выгозерском и Повенецком Лесничествах АКССР, имел 115% пояс, на ]недорубы, изреженность и гористость прибавки достигали 35%. кроме того в связи со сборкой дров мелкими партиями в це­ лом ряде киарталов стоимость заготовки их возросла еще на 20%. 5-й участок работал в Сорокском казенном и Сорокском колонизацион­ ном лесничествах, а также в Сумском по 118% поясу. Прибавки на изрежен­ ность и гористость в среднем достигали 35%.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz