Очерк работы Мурманской железной дороги в 1926-1927 г./ Правление Мурм. ж. д. - Ленинград : [б. и.], 1928. - 247 с., [2] л. к. : ил.

— 1(39 — шям работ на севере и слабая квалификация привозных рабочих, ведет ж увеличению несчастных случаев и крайне уменьшает производительность труда, особенно в связи с заболеваниями рабочих. Медицинская и ветери­ нарная помощь на местах работ оказывается „Желлесом* в значительной степени путем снабжения лесозаготовительных пунктов аптечками, отправкой рабочих до ближайшего врачебного или фельдшерского пункта за счет про­ изводства и проч. В общем за 100 дней работы на лесозаготовках в отчет­ ном году израсходовано на медпомощь 63.416 р. 47 к. Если подсчитать только одни накладные расходы на рабсилу без под­ разделения на местную и привозную, то окажется, что всего в отчетном году Желлесом израсходовано 1.082. 943 р. 84 коп., что дало увеличение себе­ стоимости: По отчетным данным Кареллеса, работающего в аналогичных условиях но имеющего, как указано выше, значительные преимущества в вербовке местной рабгужсилы, за отчетный год было завезено из Ленинградской, Чере­ повецкой, Псковской губерний 702 лошади при 1.533 рабочих. Результаты работы привозных рабочих и лошадей также оказались неудовлетворитель­ ными. За всю зиму привозной рабсилой Кареллесу удалось вывезти 86.876 шт. бревен, что давало в среднем на лошадь только 123 бревна. Заработок 2 привозных возчиков с одной лошадью выражался от 3 до 6 рублей, максимум 8 рублей в день, r то время, как местные возчики зарабатывали на одну лошадь при 2-х рабочих 15-20 рублей в день в среднем. Заготовка одного бревна при средней кубатуре в 16,3 к. ф. обошлась с накладными расходами в 1 р. 47 коп. или в 9 коп. за 1 кб. ф., в то время, как заготовка 1 кб. ф. бревна местной рабсилой стоила на 4,17 коп. дешевле. Доставка к месту работ одной лошади обошлась Кареллесу в среднем 85 рублей. Столь высокие накладные расходы на рабгужсилу (которые, естественно, Должны увеличиваться при расширении производственных программ Желлеса благодаря увеличению процента привозной рабгужсилы) вынуждают Желлес изыскивать мероприятия, которые могли бы дать, в первую очередь, возмож­ ность уменьшить размер ввоза рабгужсилы из дальних губерний и, во вторую очередь, вообще заменить живую силу механической. Одним из таких меро­ приятий явилась организация собственного обоза. В 1927 году, в виде опыта были закуплены в Сибири 159 лошадей для создания первых рабочих ячеек в районах, где совершенно отсутствует местная гужевая сила. Однако, ^пленные лошади прибыли к месту работ со значительным опозданием и особого эффекта от их работы достигнуть не удалось. Вторую партию 1ошадей в числе 200 голов решено было закупить в Финляндии, для чего своевременно было возбуждено ходатайство о получении лицензии. Лицензия выдана не была и вновь пришлось закупать лошадей в Сибири. Вторая “артия купленных лошадей в числе 200 голов прибыла на работу уже 6 начале нового операционного года. Результат их работы, как и всего обоза в Целом, будет выявлен в отчете за 1927—28 год. В дальнейшем—в течение пятилетия—Желлес предполагает развернуть свой обоэ до 1.000 запряжек, при чем вторично будет возбуждено ходатай- ®Тво перед НКЗ РСФСР о разрешении ввоза лошадей из Финляндии. Фин- Еая лошадь по дапным ЦСНХ АКССР имеет производительность па 30% ыще местных Карельских лошадей и на 50% выше вывезенных из более жных губерний. Кроме того, „Финка", аклиматизировавшись на севере, verKo переносит суровые условия работы в Карелии, требует незначительного ■х°Да и может совершенно обходиться без овса, довольствуясь ржаной мукой на 1 к. с. д р о в .......... на 1 шпалу................... на 1 куб. фут бревна Ю “ п о , 04 „ 4 р. 48 КОП.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz