Обзор деятельности Правления Мурманской железной дороги : итоги восьмимесячной работы (1/IХ-22 - 1/V-23). - Петроград : Север, 1923. -149, [2] с., [14] л. ил., карт: ил., граф., табл.

I. Роль и экономическое значение Мурманской железной дороги в народном хозяйстве страны. Мурманская дорога как путь к незамерзающему морю. Соединяя единственный незамерзающий открытый океанский порт с Петроградом и всей железно-дорожной сетью страны, Мурманская дорога является экспортным и стратегическим путем обще-государственного значения. Когда в 1894 г. возникла идея о постройке дороги, именно этими сообра­ жениями обосновывалась необходимость ее сооружения. Осуществление постройки однако откладывалось по различным причинам и только в т9 1 з г. частное общество приступило к сооружению головного уча ­ стка будущего Мурманского пути—от Званки до Петрозаводска-. Во время международной войны, когда Балтийское и Черное море оказа­ лись закрытыми, настоятельная необходимость общения с Западом заставила приступить в срочном порядке к постройке дороги до Мурманского побережья. Постройка дороги в условиях военного времени дорого обошлась стране— и в отношении затраты денежных средств и в отношении человеческих жиз­ ней, загубленных на этой работе. Ценой величайшего напряжения движение было открыто в конце 1 9 1 6 года, при первой возможности пропуска поездов. Военная необходимость достигнуть выхода к морю заставила открыть движе­ ние за-долго до полного окончания работ, и дорога осталась недостроенной и необорудованной до настоящего времени. В переживаемую эпоху значение Мурманской дороги, как пути к свобод­ ному морю, не только не потеряно, но, наоборот, даже усилилось. Вместо слабой, сравнительно, Турции, выход из Дарданелл в любой момент может загородить сильнейший английский флот; из Балтийских портов в обладании Республики остался лишь Петроградский, зимой могущий функцио­ нировать только с большим трудом при помощи ледоколов. Остается один лишь действительно свободный незамерзаюший и доступ­ ный для самых больших современных океанских судов—Мурманский порт, находящийся почти на одинаковом расстоянии от западно-европейских портов в Атлантическом Океане и Американских портов, что и Петроград,—при более удобном плавании по океану, минуя проливы. Исконное стремление русского народа к свободному морю проявилось очень давно; однако, .в те времена, когда были неизвестны железные дороги,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz