Обзор деятельности Правления Мурманской железной дороги : итоги восьмимесячной работы (1/IХ-22 - 1/V-23). - Петроград : Север, 1923. -149, [2] с., [14] л. ил., карт: ил., граф., табл.

86 Аппаратом для реализации этих рессурсов, завоевания их у природы и в то же время исполнительным государственным колонизационным органом и будет железная дорога, жизнь и развитие которой тесно связаны с судьбой края. Если последний будет оставаться иопрежнемѵ безлюдным и мертвым, если его производительные силы не будут пробуждены и его природные богатства будут попрежнему безполезно лежать или, что много хуже,- непро­ изводительно хищщічески растрачиваться и гибнуть,—дорога останется дефи­ цитной и будет влачить существование второстепенного местного пути. Но с другой стороны, и край зависит от дороги, и, если таковая была бы закрыта, о чем, конечно, нельзя .допускать и мысли, то и край оказался бы отрезанным от страны и в нем немедленно заглохли бы и те пока небольшие ростки промышленности п культуры, которые успели возникнуть после пост­ ройки дороги и которые начали уже определенно развиваться в связи с рас­ ширением экономической деятельности дороги за последнее время. Для обоснования идеи о колонизационном значении и роли дороги понадобилось прежде всего разработать и систематизировать результаты обследований района дороги. Был собран и разработан обширный материал, полученный при изучении края различными научными и практическими учреждениями; кроме того и у самой дороги имелся ценный материал, полу­ ченный благодаря обследовательской работе б. Экономического Отдела (потом— Экономической Службы) дороги. Ііа основании этого материала были уста­ новлены степень возможности, система и масштаб колонизации края и составлен схематический план практической работы. Одновременно вопрос этот был поставлен Правлением путем докладов сотрудников колонизационного Отдела на обсуждение научных- учреждений Петроград,а и Москвы. По этому же вопросу были написаны п изданы брошюры („Вторые Дарда­ неллы*1, „Пути развития Мурмапа“ ), помещены статьи в органах печати, вызы­ вавшие отклики и иногда критику, с особенным интересом воспринимавшуюся Правлением в'целях избежания ошибок в построении плана колонизационной работы. Результаты последних исследований края Правление опубликовало в виде сборника: „Производительные силы района Мурманской ж. д .“ . Нако­ нец. на страницах еженедельного журнала „Вестник- Мѵрмана", органа, изда­ ваемого Правлением дороги совместно с Экосо Корельской Коммуны, вопрос об оживлении края путем железнодорожной колонизации оживленно обсуж­ дался и обсуждается теперь. В октябре іу22 года проект колонизации Мурманского края, разрабо­ танный Правлением дороги, был рассмотрен в особой комиссии Сев.-Зап -Экосо. После ряда заседаний, в которых Колонизационный Отдел ознакомил комиссию с рессурсами края и перспективами его развития и колонизации, проект, после принятия его Экосо. был 27 октября внесен последним в Президиум ВЦИК, который, одобрив принципиально проектируемые мероприятия, пред­ ложил Сев.-Зап.-Экосо разработать подробное „Положение*4 о колонизации Карельско-Мурманского края и представить его на утверждение в СТО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz