Обзор деятельности Правления Мурманской железной дороги : итоги восьмимесячной работы (1/IХ-22 - 1/V-23). - Петроград : Север, 1923. -149, [2] с., [14] л. ил., карт: ил., граф., табл.

Имеются огнеупорные материалы и красочные глины; известны месторож­ дения свинца, меди, барита и даже золота. В реках, текущих в Белое море, ловится жемчуг. Бесчисленные, порожистые бурные реки дают возможность использовать водную энергию. Только те пороги, которые находятся в непосредственной близости от Мурманской дороги, могли-бы дать такое количество энергии, которой хватило бы не только для электрофикацнп железной дороги и всей местной промышленности в реально возможных широких размерах, но и на изготовление азотистых удобрений пз азота воздуха в огромных количествах. Все эти богатства, однако, пли совсем не используются пли же эксплоа- тпруются неполно и хищнически. Причина этого—отсутствие путей сообще­ ния. недостаток населения и отсутствие вследствие этого местного продоволь­ ствия, конской силы и фуража. С проведением Мурманской дороги положе­ ние с путями сообщения коренным образом улучшилось: край получил основ­ ную магистраль —ось своего развития; в дальнейшем необходимы однако под‘- ездные пути, главным образом, гужевые. Недостаток же рабочих рук остается по прежнему и не только препят­ ствует возникновению и развитию промышленности, но не дает возможности правильно обслуживать и дорогу. При суровости края и его иеобжитостп без специальных колонизационных мероприятий население будет увеличиваться путем притока извне лишь очень медленно. Вместе с тем Карельско-Мурманский край по количеству колонистов, которых он может принять, занимает одно из последних мест среди колони­ зационных районов Республики -Киргизского края, Сибири. Дальнего Востока и т. д. Создавать специальный колонизационный аппарат Наркомзема для этого было бы нецелесообразно. Все экономическое развитие края базируется здесь на железной дороге и наиболее применимым является метод железно­ дорожной колонизации, как- это и установлено уже теоретически задолго до организации Правления. Колонизация края мыслится промышленная п промысловая, по непременно на основе развития возможных форм сельского хозяйства—главным образом молочного животноводства. На Кольском полуострове, за полярным крѵгом, развитие сельского хозяйства не может быть, конечно, сколько-нибудь значи­ тельным, но и здесь, как показал опыт, возможно молочное хозяйство, огородничество и специальная отрасль животноводства— оленеводство. Сельское хозяйство необходимо, как основа быта, как тесная связь с краем колонистов; г л а в н ую же часть средств для существования колонисты будут получать пз промышленных занятий. Колонизация Карельско-Мурманского края должна быть не массовая, а постепенная н по количеству колонистов небольшая. Однако каждое новое хозяйство, каждая новая рабочая семья, прочно осевшая в крае, окажет заметное влияние на развитие местной жизни, так как нигде, как здесь, 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz