Обзор деятельности Правления Мурманской железной дороги : итоги восьмимесячной работы (1/IХ-22 - 1/V-23). - Петроград : Север, 1923. -149, [2] с., [14] л. ил., карт: ил., граф., табл.

8 Мурман был слишком далек от населенного центра страны и приходилось огра ничиваться неудовлетворительным решением вопроса— осваивать берега Че ного и Балтийского морей, столько раз уже закрывавшихся для русских кораб лей. Историческая задача, к разрешению которой русский народ неуклонні шел уже в продолжении нескольких веков, достигнута только теперь — постройкой Мурманской дороги, приблизившей свободное море к стране. Мурманская дорога, как фактор экономического оживления района. Железные дороги, прорезывающие пустынные и безлюдные районы, коте рые обладают однако ценными природными рессурсами, не могут рассматр ваться только как транспортные предприятия, выполняющие исключительн одну функцию—перевозчика. В таких районах железная дорога должна явптьс творцом жизни, возбудителем экономического развития и проводнико культуры. Район, прорезываемый Мурманской дорогой, несомненно, обладает ш столько значительными природными богатствами, что использование их отра зится не только на развитии местной промышленности, но будет иметь зш чение п для всей страны. Пока эго использование еше не началось в сколько-нибудь крупных ра; мерах II весь край еще очень мало исследован. Необходимо отметить, ч планомерное и систематическое изучение севера Карелии и Кольского пол) острова стало доступно лишь с постройкой Мурманской дороги, и за после; нпе три года накопление научных данных о крае быстро подвигается впере В этой работе принимает участие с 1920 года и Мурманская дорога, изуча район своего ближайшего влияния. Правлением издан сборник „Производительные силы Мурманской же. дороги", который является первым литературным источником познания ре сурсов края на основании исследований последних лет. Для уяснения перспектив развития Карельско - Мурманского края, останавливаясь на подробном описании, необходимо все же перечислить е главнейшие производительные силы и богатства. Первое место занимает лес. Площадь лесов Карельско-Мурманского кр около іо миллионов десятин. На втором месте по значению стоят несомнеі но морские и речные озерные рыбные богатства. Мурманские рыбные пр мысла считаются одними из богатейших в мире. Ископаемые богатства далеко еще недостаточно исследованы и оценені но с каждой повой научной экспедицией все более и более вырисовываете их значение не только для края, но и для всей страны. Наибольшего вним; ння заслуживают запасы горных и озерных железных руд, залежи слюді полевого шпата, кварца и огромные запасы очень ценных и редких по красо' строительных материалов—мраморов, песчанников, кварцитов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz