Мурманская железная дорога как промышленно-колонизационно-транспортный комбинат. – Ленинград : [б. и.], 1926. - 21 с.

как транспортное предприятие, и условия работы кото­ рой были беспримерно трудными. Мурманская дорога, в силу природных и экономи­ ческих условий прорезываемого ею края, не может строить свою работу, как другие дороги, на существующей уже потребности в железнодорожном транспорте, она должна са ­ ма пробуждать вокруг себя промышленную жизнь, при­ влекать рабочую силу и тем самым сама создавать для себя грузы. Иными словами, Мурманская дорога, чтобы существовать и развиваться, должна была применить ме­ тод железно-дорожной колонизации, уже давно разрабаты­ вавшийся теортически именно в применении к Мурман­ ской дороге и имевший своим прообразом способ ожив­ ления пустующих районов, применявшийся Канадскими железными дорогами. Таким образом, метод железнодорожной колонизации при самом приступе к работе Правления дороги был выд­ винут, как основное направление дальнейшей деятельно­ сти, как практический способ создать такия условия, при которых Мурманская дорога только и может быть дове- дена до технической исправности и бездефицитности. К такому же решению привело и обследование дороги, про­ изведенное осенью 1922 г. Заместителем Наркома Путей Сообщения И. Н. Борисовым. Если Мурманская дорога не может замыкаться толь­ ко в круге чисто транспортных функций, если для свое­ го существования дорога должна осуществлять широкую промышленно-колонизационною работу, то с другой сто­ роны и все развитие края зависит от железной дороги. Мурманская дорога не только тракт для перевозок, она по меткому выражению Наркома Путей Сообщения Я. Э. Рудзутака, -..„хозяйственный хребет кр а я “. Колонизация края, прорезанного Мурманской доро­ гой, понимаемая как развитие его производительных сил в связи с привлечением рабочей силы и созданием в ме­ стах развивающейся промышленности сгустков населе­ ния, имеет значение более широкое, чем только краевое. В докладе НКЗ РСФСР Всесоюзному Переселенче­ скому Комитету при ЦИК СССР осенью 1925 г. указы­ вается, что Карельско-Мурманский край принадлежит к числу таких районов, колонизация которых, помимо пот­ ребностей самих районов, вызывается объективными ус- б

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz