Мурманская железная дорога как промышленно-колонизационно-транспортный комбинат. – Ленинград : [б. и.], 1926. - 21 с.
как транспортное предприятие, и условия работы кото рой были беспримерно трудными. Мурманская дорога, в силу природных и экономи ческих условий прорезываемого ею края, не может строить свою работу, как другие дороги, на существующей уже потребности в железнодорожном транспорте, она должна са ма пробуждать вокруг себя промышленную жизнь, при влекать рабочую силу и тем самым сама создавать для себя грузы. Иными словами, Мурманская дорога, чтобы существовать и развиваться, должна была применить ме тод железно-дорожной колонизации, уже давно разрабаты вавшийся теортически именно в применении к Мурман ской дороге и имевший своим прообразом способ ожив ления пустующих районов, применявшийся Канадскими железными дорогами. Таким образом, метод железнодорожной колонизации при самом приступе к работе Правления дороги был выд винут, как основное направление дальнейшей деятельно сти, как практический способ создать такия условия, при которых Мурманская дорога только и может быть дове- дена до технической исправности и бездефицитности. К такому же решению привело и обследование дороги, про изведенное осенью 1922 г. Заместителем Наркома Путей Сообщения И. Н. Борисовым. Если Мурманская дорога не может замыкаться толь ко в круге чисто транспортных функций, если для свое го существования дорога должна осуществлять широкую промышленно-колонизационною работу, то с другой сто роны и все развитие края зависит от железной дороги. Мурманская дорога не только тракт для перевозок, она по меткому выражению Наркома Путей Сообщения Я. Э. Рудзутака, -..„хозяйственный хребет кр а я “. Колонизация края, прорезанного Мурманской доро гой, понимаемая как развитие его производительных сил в связи с привлечением рабочей силы и созданием в ме стах развивающейся промышленности сгустков населе ния, имеет значение более широкое, чем только краевое. В докладе НКЗ РСФСР Всесоюзному Переселенче скому Комитету при ЦИК СССР осенью 1925 г. указы вается, что Карельско-Мурманский край принадлежит к числу таких районов, колонизация которых, помимо пот ребностей самих районов, вызывается объективными ус- б
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz