Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 90 - реселенцев связаны, главным образом, с железной дорогой и промышленными предприятиями (Медвежья Гора, Кандалакша, поселок у гор. Мурманска), стоимость дома выражается в среднем в 1.335 рублей; во всех прочих по­ селках эта сумма надает до 1.057 рублей. Хозяйственными постройками ко времени обследования было обеспечено 77,6% семей, имеющих постоянные дома, при чем в пристайционно-промыш- ленных поселках этот процент понижается до 65,6, а во всех остальных— доходит до 87,5. Обеспеченность крупным скотом в поселках пристанционно-промышлен­ ного типа значительно ниже, чем в остальных поселках, где работа по заго­ товке леса, извоз и сельское хозяйство имеют большее значение, чем в по- Переселенческин поселок на р. Сегеже. селках первой группы. В среднем, из всех обследованных хозяйств крупный скот (коровы и лошади) имели 48,4% хозяйств. Только мелкий скот имели 18,5% хозяйств и совсем еще не имели скота 32,9% всех обследованных хозяйств, считая в том числе и те, которые ко времени обследования только что начали устраиваться на участках. И среднем, на одно переселенческое хозяйство по всему колонизационному отводу приходится 0,98 головы скота в переводе на крупный; в поселках пристанционно-промышленных — 0,5 и во всех остальных 1,43 головы. Переселенцы на колонизационном отводе Мурманской дороги переживают первую стадию своего устройства на новых местах; ко времени производства обследования ни одно хозяйство еще не просуществовало полных трех лет, тогда как для развития переселенческого хозяйства даже в значительно лучших природных условиях требуется во всяком случае не меньше 5 лет. Эго сказалось, между прочим, и на занятиях переселенцев, которые в боль­ шинстве не специализировались еще на каких-либо определенных отраслях промыслов, а ведут комбинированное хозяйство, получая заработок от самых разнообразных занятий. В лесном промысле участвуют, на ряду с другими занятиями, 22,4% хо­ зяйств, в рыбном промысле— 30,6% , в обслуживании дороги и ее предприя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz