Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
Объясняется это требованием примечания к ст. 4 Положения СТО о колони зации Карело-Мурманского края от 25 мая 1923 года, чтобы, при отводе 8емельных участков для заселения, преимущество отдавалось трудовому насе лению Карельской Республики. Остальные 34,48% приходятся на выходцев ив различных районов СССР. Эта категория переселенцев значительна, главным образом, потому, что на отводившиеся участки зачислялись уже жи вущие в крае железнодорожные рабочие, которые пожелали осесть в районах их работ на постоянное жительство и хозяйство. Многие из них в дальней шем оставили работу на железной дороге и перешли к занятиям в других промыслах. В первые годы работы удовлетворить это стремление железнодорожников, ждавших момента отвода колонизационных участков не один год, предста влялось совершенно необходимым, что и осуществлено. 15 будущем, надо ду мать, эта категория переселенцев значительно уменьшится в числе. Итоги организованного вселения в полосу земельного отвода пока не ве лики. Но, принимая во внимание суровые полярные условия колонизуемого края, его пустынность, где борьба с природой проходит в особо трудных условиях, где каждый новый дом, построенный колонистом, есть новый шаг к хозяйственному и экономическому пробуждению края, к развитию в нем культуры,— приведенные итоги начального вселения в край должны оцени ваться высоким измерителем. Ведь одним из важнейших составных элемен тов экономики края является внешняя сторона быта населения на Мурмане. „Нигде нет такого рабочего и жилищного кризиса, как в Мурманске. Пере селенческим строительством парализуются оба эти бича“ *). На общем фоне чрезвычайно мало населенного края появляются быстро растущие сгустки населения, свидетельствующие о начавшемся экономическом развитии края. Развивающаяся производственная работа дороги привлекает в свое произ водство целый ряд лиц различных категорий и специальностей. Эти лица и рабочие, приезжающие в край суровый и пе обжитый, в устроившихся пере селенческих поселках вдоль дороги находят готовые базы и очаги для своего здесь размещения и обоснования. О постоянном явлении притока в колонизуемый край нового населения можно судить по превышению притока пассажиров над их выбытием, преимущественно на северном участке дороги, который и является объектом колонизации. Этот приток населения в край, по данным железнодорожных перевозок, в 1924—25 году выражался в 11.888 че ловек, в 1925—26 г.—в 25.928 человек и в 1926—27 г. он составил 35.062 человека. Хозяйственное устройство переселенцев . Летом 1926 года было произведено экономическое обследование пересе ленческих хозяйств. Целью обследования было, главным образом, выяснение степени приживаемости переселенцев в условиях сурового края, а также собирание материала для проектирования практических мероприятий в области водворения и устройства переселенцев. Всего было обследовано 420 хозяйств, что составляет 84,3% всех пере селенческих хозяйств, существовавших к 1 июля 1926 года на переселен ческих участках, отведенных Колонизационным Отделом. Кроме того, неко торые хозяйства из числа просуществовавших к 1 июля 1926 г. более года были обследованы по расширенной программе с целью уяснения основных бюджетных вопросов переселенческой семьи. *) П. Пахомов. Колонизационная работа в Карело-Мурманском крае. Карело-Мур манский край 1927 г. № 7—8 стр. 6.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz