Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
— 86 — точный колонизационный контингент. Правда, работавшей в то время на Севере Колонизационной Экспедицией Наркомзема намечались в этом направлении определенные возможности. Это же заключение q полной опре деленностью намечалось по данным Наркомзема, собранным в Центре. Действительность оправдала эти последние предположения. Желающих устроиться на колонизационном фонде оказалось больше, чем имелось к тому возможностей их удовлетворения. И если к настоящему моменту имеется на колонизационном фонде свыше 400 свободных семейных долей, то объяс няется это тем, что большинство из них приходится на те земельные участки, которые, за неподготовкой их мелиорацией, пока закрыты для зачисления. Кроме того, необходимо считаться с ограниченными средствами на ссуды, точно сообразованными с ежегодными сметами. При превышении сметного зачисления и при недостатке ссудных средств создалось бы чрезвычайно тяжелое положение, так как каждый зачисляющийся на земельный участок, в первую очередь при водворении на него, при недостатке собственных средств, предъявляет свое право на ссуды. Поэтому, приходится Колонизационному Отделу дороги вести темп зачи сления в точном соответствии с производственными сметами, из года в год выполняемыми полностью, я все же отставать от требования жизни. К сдерживающей в зачислении желающих устроиться на земельном отводе дороги роли Колонизационного Отдела обязывает и осторожность по мотивам подбора переселенцев, наиболее пригодных для использования трудовой силы в трудных условиях Карело-Мурманского края. На 1 октября 1927 года на колонизационном фонде Мурманской дороги ведут хозяйство 681 семья переселенцев в составе 2.841 человека. Кроме того, состоят зачисленными, но не приступавшими еще к устройству— 193 семьи, в составе 906 человек, Пункты новых поселений преимущественно расположились вдоль дороги, с углублением в край до 12—20 верст, по всем массивам колонизационного отвода от станции Медвежья Гора до Мурманска, расбросанным друг от друга на значительном расстоянии. . Получается „гнездовая колонизация", „колонизация сгустками". Целесо образность такого направления дела возбуждает среди некоторых сомнение, такое направление дела является, по некоторым взглядам, неправильным. Между тем, это целесообразно и вытекает из того, что колонизация Ка рело-Мурманского края связана с железной дорогой, что колонизация здесь является именно железнодорожной, привязанной к железной дороге и на нее опирающейся. Мурманская железная дорога только что создает хо зяйство и производство в прорезываемом ею крае. Край в целом хо зяйственно не развит. Развитие хозяйства, как всегда в таких случаях, приурочивается к ряду отдельных пунктов или участков дороги , наи более благоприятных для этого по разным причинам. Эти пункты определяются прежде всего техникой устройства дороги и ее промышленных предприятий. Наибольшее скопление людей образуется, например, при круп ных деповских станциях, где имеются ремонтные мастерские; то же наблю дается в пунктах, имеющих административно-техническое значение для дороги. Тут образуются относительно благоприятные условия для получения зара ботка или для сбыта продукции хозяйства. Люди стягиваются к таким пунктам—формируются сгустки населения. В других пунктах дорога пере секает, например, сплавную реку, по которой гонится лесное сырье. Здесь наиболее удобно и выгодно организуется работа по переделке сырья в более транспортабельный или нужный на месте товар, возникают соответствующие устройства, требуется рабочая сила, при ее скоплении образуется центр по требления продукции хозяйства, что притягивает соответствующих произво дителей. Снова образуется сгусток населения. То же наблюдается при окре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz