Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 86 — точный колонизационный контингент. Правда, работавшей в то время на Севере Колонизационной Экспедицией Наркомзема намечались в этом направлении определенные возможности. Это же заключение q полной опре­ деленностью намечалось по данным Наркомзема, собранным в Центре. Действительность оправдала эти последние предположения. Желающих устроиться на колонизационном фонде оказалось больше, чем имелось к тому возможностей их удовлетворения. И если к настоящему моменту имеется на колонизационном фонде свыше 400 свободных семейных долей, то объяс­ няется это тем, что большинство из них приходится на те земельные участки, которые, за неподготовкой их мелиорацией, пока закрыты для зачисления. Кроме того, необходимо считаться с ограниченными средствами на ссуды, точно сообразованными с ежегодными сметами. При превышении сметного зачисления и при недостатке ссудных средств создалось бы чрезвычайно тяжелое положение, так как каждый зачисляющийся на земельный участок, в первую очередь при водворении на него, при недостатке собственных средств, предъявляет свое право на ссуды. Поэтому, приходится Колонизационному Отделу дороги вести темп зачи­ сления в точном соответствии с производственными сметами, из года в год выполняемыми полностью, я все же отставать от требования жизни. К сдерживающей в зачислении желающих устроиться на земельном отводе дороги роли Колонизационного Отдела обязывает и осторожность по мотивам подбора переселенцев, наиболее пригодных для использования трудовой силы в трудных условиях Карело-Мурманского края. На 1 октября 1927 года на колонизационном фонде Мурманской дороги ведут хозяйство 681 семья переселенцев в составе 2.841 человека. Кроме того, состоят зачисленными, но не приступавшими еще к устройству— 193 семьи, в составе 906 человек, Пункты новых поселений преимущественно расположились вдоль дороги, с углублением в край до 12—20 верст, по всем массивам колонизационного отвода от станции Медвежья Гора до Мурманска, расбросанным друг от друга на значительном расстоянии. . Получается „гнездовая колонизация", „колонизация сгустками". Целесо­ образность такого направления дела возбуждает среди некоторых сомнение, такое направление дела является, по некоторым взглядам, неправильным. Между тем, это целесообразно и вытекает из того, что колонизация Ка­ рело-Мурманского края связана с железной дорогой, что колонизация здесь является именно железнодорожной, привязанной к железной дороге и на нее опирающейся. Мурманская железная дорога только что создает хо ­ зяйство и производство в прорезываемом ею крае. Край в целом хо­ зяйственно не развит. Развитие хозяйства, как всегда в таких случаях, приурочивается к ряду отдельных пунктов или участков дороги , наи­ более благоприятных для этого по разным причинам. Эти пункты определяются прежде всего техникой устройства дороги и ее промышленных предприятий. Наибольшее скопление людей образуется, например, при круп­ ных деповских станциях, где имеются ремонтные мастерские; то же наблю­ дается в пунктах, имеющих административно-техническое значение для дороги. Тут образуются относительно благоприятные условия для получения зара­ ботка или для сбыта продукции хозяйства. Люди стягиваются к таким пунктам—формируются сгустки населения. В других пунктах дорога пере­ секает, например, сплавную реку, по которой гонится лесное сырье. Здесь наиболее удобно и выгодно организуется работа по переделке сырья в более транспортабельный или нужный на месте товар, возникают соответствующие устройства, требуется рабочая сила, при ее скоплении образуется центр по­ требления продукции хозяйства, что притягивает соответствующих произво­ дителей. Снова образуется сгусток населения. То же наблюдается при окре-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz