Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 63 — Одна из самых крупных заслуг Ж е л р ы б ы перед северными морскими промыелами, в области обработки и использования их продуктов—это создание консервного производства для переработки преимущественно беломорской сельди и наваги. Начало консервного дела Ж е л р ы б ы относится к 1925 г. Работа Кандалакшского консервного завода, в связи с близостью промы­ слового района и благодаря хорошему машинному оборудованию, оказалась высоко продуктивной. Несмотря на имевшие место в 1925 — 26 г. перебои в работе Кандалакшского консервного завода, им всего было выпущено в этом году свыше 420.000 коробок консервов, а ныне выработка консер­ вов доведена доЮ.000 банок в день. Развивая консервное дело, Ж е л р ы б а попутно организует промысловое дело в прилегающих к заводам районах. Так, например, в Кандалакшском районе удалось наладить более или менее безперебойное снабжение завода сырьем, в частности, создав эдесь зимний подледный лов сельди. Выпускаемые ныне Ж е л ры б ой консервы в качественном отношении были признаны рядом компетентных учреждений вполне отвечающими тре­ бованиям, предъявляемым рынком консервам. Секция Рыболовства и Рыбо­ водства Русского Технического О-ва, давшая свой отзыв от 5/II1 — 1927 г. о сардинах и шпротах, и Бюро Экспертиз Ленинградской Товарной Биржи, производившее анализ килек, изготовляемых Ж е л р ы б ой , признали эти кон­ сервы вполне удовлетворительными. Успех заготовительных операций на Мурмане и Белом море, как отме­ чалось выше, в большой степени зависит от наличия на побережьях собствен­ ных фактории и посолочных сараев, складов и др. сооружений. С другой стороны, увеличение промысловой деятельности на берегах Баренцева и Белого моря возможно лишь при условии притока сюда промышленников— кустарей. Привлечение же последних может быть ускорено путем постройки промысловых сооружений и создания в прибрежных поселениях более или менее культурных условий жизни и удовлетворение повседневных нужд про­ мышленников. Поэтому, постройка брюг, посольных амбаров, салогреек, бань, пекарень и пр. имеет, главным образом, на Мурмане важное колонизационное значение. Ж е л р ы б о й , за четыре года ее деятельности, оборудованы в целом ряде становищ на Мурмане, а также на Белом море не только жилые дома, бани, лавки, пекарни, но также пристани, посолочные амбары, салогрейки, коптильни и консервные заводы. В .этой параллельной застройке наших северных промысловых побережий сооружениями промыслово-производ- ственными и культурно-хозяйственными заключается колонизационная работа Ж е л р ы б ы. Преследуя своей деятельностью возрождение северных морских промыслов, Ж е л р ы б а не оставляет без внимания вопроса снабжения промышленников предметами широкого потребления, с одной стороны, и промысловым снаря­ жением с другой. Правда, в силу общих условий работы, Ж е л р ы б а не могла развить снабжение промысловым снаряжением так, как этого требуют промысловые нужды Севера; промысловый инвентарь в общей сумме идущие Для снабжения товаров составлял 50% . Но все же среди прочего, Ж е л ­ р ы б о й за последние годы были снабжены промышленники на Мурмане 12 комплектами наживочных неводов; Кандалакшский район был снабжен купленными за границей фильдекосовыми подледными сетями для безпере- бойной ловли сельди зимой. Таких сетей распределено среди рыбаков Кандалакш­ ского района свыше 400 штук. Работа Ж е л р ы б ы имеет отражение и в области систематического уве­ личения переюяок принадлежащих ей грузов по Мурманской жел. дор. Ж е л ­ р ы б а участвует в работе транспортной Мурманской магистрали теми весьма значительными количествами грузов, которые обращаются в ее заготовитель­ ной и коммерческо-снабженческой деятельности. Эти грузы с каждым годом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz