Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

За время своего существования Ж е л р ы б а произвела ряд работ по обо­ рудованию нескольких пунктов промысловыми сооружениями. Это оборудова­ ние заключалось в устройстве паровых салогреек, посольных складов, приста­ ней. пекарень, бань, ледников и т. д. Эти работы коснулись Кандалакши, Мурманска, становищ: Гаврилово, Вост. Лица, Захребетная, Золотая и Титовка. Наличие этого оборудования увеличивает пропускную способность^ промысловых пунктов и дает возможность значительно повысить качество заготовляемых продуктов. Кроме того эта сторона деятельности Ж е л р ы б ы создает на Мурман­ ском побережьи ряд промыслоно-заготовнтельпых баз, а на Беломорском— ряд крупных центров сельдяного промысла. При наличии этих баз, промысел становится более устойчивым и подвижным, благодаря возможности распро­ страняться отсюда вслед за распространением мигрирующих косяков рыбы. Наличие оборудованных промыслово-заготовительных баз и факторий раз­ решает в положительном смысле вопрос о приемке от рыбаков рыбы в нераз­ деленном виде , что с одной стороны увеличивает производительность труда последних и одновременно позволяет, значительно поднять цен­ ность продукции в качественном отношении. Организация подсобных рыбообрабатывающих предприятий, пока в виде устройства и эксплоатации консервных заводов, поднимает технологию рыб­ ных продуктов. Все это, вместе взятое, подводит экономическую основу под условиями быта местного рыбацкого населения, создает благоприятные условия для оседлого человеческого существования в крае и определяет значение промы­ слово-заготовительных баз и факторий Ж е л р ы б ы , как колонизационных очагов края. Рыбопромышленная работа Ж е л р ы б ы в части ее собственного тралло- вого лова имеет лишь подсобное значение (страхуя известную устойчивость всего промысла). При современном состоянии промыслового флота рыбацкого населения, когда при силе ветра свыше 2—3 баллов рыбак уже лишен возможности промышлять, создаются условия крайней неустойчивости промысла, особенно, если принять во внимание значительное количество штормных дней в течение промыслового сезона и вообще непостоянство погоды Мурман­ ского побережья. На ряду с укреплением рыбного промысла Ж е л р ы б а выполняет большую снабженческую работу. Развитие деятельности Мурманской железной дороги, как транспортно- промышленно-колонизационпого комбината, вызвало и расширение снабжен­ ческой деятельности, обнимающей к настоящему моменту снабжение рабочей силы, занятой на лесных и горных разработках, строительных работах по достройке дороги и гражданскому строительству, в промышленных пред­ приятиях по обработке древесины, и снабжение переселенцев. Практика первых лет работы комбината показала, что ведение снабжен­ ческого дела самостоятельно отдельными, имеющими надобность в снабжении его, звеньями не рационально. При сезонности снабженческих операций, всегда при их окончании оказываются в наличии товарные остатки, невоз­ можность реализации которых, каким-то образом помимо снабжения, влечет за собой иногда значительные убытки. Кроме того, заблаговременная заброска товаров на удаленные от железной дороги снабженческие пункты, необходи­ мая по условиям местного транспорта, обслуживаемого комбинатом края, значительно замедляет товарооборачиваемость. Наконец, по условиям работы Ж е л л е с а, приходится содержать ряд мелких, удаленных от железной дороги, снабженческих пунктов, которые при малом размере своего оборота требуют почти таких-же расходов по своему содержанию, как и более крупные, нахо­ дящиеся у линии железной дороги с большим оборотом. Эти неблагоприятные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz