Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
— 58 — моря и Ледовитого океана рыбными и морскими звериными промыслами, при брежные промыслы являются своего рода промысловыми угодиями при брежного же населения, вся жизнь которого основана на успехе и неус пехе этих промыслов. Следовательно, и производство каких-бы то ни было посторонних промыслов должно быть точно нормировано, регулировано. Правильное соотношение между тралловым и кустарным ярусным ловом вопрос большой государственной и колонизационной важности. Рыбные и мор ение звериные промыслы являются для населения Мурмана основным заня тием и источником экономического благополучия, являясь для него тем же самым, что земледелие в сельско хозяйственных районах. Морские про мыслы— главный стимул всей исторической колонизации Мурмана и Севера вообще. Если с экономической точки зрения выгодно все внимание обращать на тралловый лов, то с широкой народно-хозяйственной точки зрения едва ли это будет правильно. Упадок кустарного лова повлечет 8а собой оголение берегов Мурмана и тем затруднит нам здесь укрепление нашего политического господ ства. Ведь международное право суверенность прав государства на терри тории ставит в прямую зависимость от ее обитаемости. А пример соседней Норвегии, не энающей траллового лова и выбрасывающей на международный рынок громадные уловы рыбы, свидетельствует, что и народно-хозяйственное значение ярусного лова сугубо важно и экономически целесообразно. Мурманский береговой промысел помимо экономического и народно-хо- зяйсгвонного значения для страны (уже теперь на внутренний рынок он ежегодно дает свыше 12.000 тонн рыбных товаров) должен быть признан имеющим важное государственное значение, как основа для заселения окраиной береговой полосы. Только на основе морской промысловой деятель ности может итти здесь колонизация, т. е. укрепление суверенитета государ ства на довольно слабо заселенном Мурмане. Из этого вытекает призна ние за береговым Мурманским промыслом самодовлеющего значения со всеми вытекающими отсюда задачами и обязанностями по отношению к нему хозяйственных и планирующих органов госудлретва. , Таким образом, разрешение проблемы развития Мурманского берегового промысла приобретает для СССР осэбо актуальное значение и поднятие его до уровня соседней Норвегии является насгоятельно необходимым. В соответствии с этой основной проблемой и строятся постепенно работы Ж е л р ы б ы , как звена транспортно-промышленно-колонизационного комби ната Мурманской железной дороги. Создание элементарно благоприятных условий для успеха и развития берегового промысла на Мурмане и для его колонизации и составляет главнейшую производственно-коммерческую задачу Ж е л р ы б ы. В осуществление этой задачи, работа Ж е л р ы б ы направляется на уве личение добычи рыбы колонистским населением Мурмана и приходящими сюда на промысел пришлыми рыбаками, путем приобретения у них рыбного сырья в целях переработки и снабжения рыбаков взамен их продукции орудиями и предметами лова, содействием целым рядом мероприятий, как то: устройством пристаней, факторий, брюг, салотопенных заводов, пекарень. бань, товаро-продовольственных лавок. В конечном итоге промыслово-произ водственная работа Ж е л р ы б ы направлена на создание на Мур мане тех внешних благоприятных условий для производства промы слов, которые способствовали бы притяжению сюда ловецкого рыбачь его населения и вместе с тем способствовали бы созданию и укрепле нию новых отраслей рыбопромышленности. Выполнение колонизационных задач на основе промысловой и коммерче ской деятельности—основная черта,характеризующая Ж ел р ы б у и отличаю щая ее от других рыбо-промышленных организаций, работающих на Мурмане.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz