Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 57 — спортные средства и проч. В настоящее время основной к а п т а л , вложенный в тресковый и сельдяной промыслы и связанные с ними производства в Нор­ вегии, достигает 100 миллионов рублей. Капитальная стоимость промыслового инвентаря и береговых оборудований Мурманского трескового промысла опре­ деляется не более чем в 3 миллиона руб. 2) Широко поставленное содействие государства и его организационные мероприятия в области морского рыболовства: целевое финансирование про­ мышленников из промыслового фонда и через специальный промысловый банк, культурные мероприятия в виде пропаганды рациональных приемов обра­ ботки, хранения и транспортирования рыбы, запрещение траллового лова в прибрежных водах, инспекторский надзор и регулирование промыслов и т. п. 3) Высоко развитая техника в области обработки рыбы и использования остающихся при этом отбросов, в частности стоящая высоко в Норвегии технология консервного производства и рыбосушения. Это сопоставление намечает и пути развития рыбного промысла и у нас на Мурмане, с одним отличием. За последние годы увеличение добычи рыбы в Мурманском море у нас прогрессивно идет путем траллового лова, чего Нор­ вегия не знает. Проведение Мурманской железной дороги дало возможность Северному рыбному тресту (Севгосрыбтресту), имевшему свою тралловую базу в Ар­ хангельске, приступить к устройству тралловой базы в Мурманске и пере­ вести свои тралловые суда в количестве 17 единиц в Мурманский порт. Этим достигнуто большее использование производительности траллеров. с од­ ной стороны, тем, что явилась возможность траллерам приходить для раз­ грузки и снабжения в близкий к месту промысла Мурманский порт, а не от­ даленный Архангельск, а с другой стороны,— обеспечить траллерам зимнюю работу на промыслах в виду незамерзаемости Мурманского порта. Наш собственный тралловый лов начал становиться уже прочно на ноги, приобрел большой опыт, давая уже крупные результаты, в сравнении с до­ военными годами, даже рекордные уловы рыбы. Количество наших траллеров в 1927 г. достигало уже 18 судов, давших улов свыше 1 миллиона пудов. Несомненно, наш собственный тралловый лов будет развиваться и дальше, при наличии целого ряда благоприятных к тому внешних условий и меро­ приятий, а тем более, базируясь отныне на .Мурманскую железную дорогу. Его развитие способно противопоставить серьезную угрозу иностранному гралловому лову в наших же собственных водах, вступить с ним в конку­ ренцию. В отношении развития массовых уловов в Ледовитом океане ему суждено играть выдающуюся роль. Но, если его полезная роль и влияние не вносит никаких нарушений в области нашего северного обихода где-лиСо в непочатых нами рыбных банках Канина или Колгуевского мелководья, то на Мурмане, при отсутствии до сих пор регулирования траллового лова, последний при современных усло­ виях уже нарушает промысловые интересы трудового населения с его при­ брежным ловом (ярусным). Правда, на Мурмане имеются некоторые районы, в которых по рельефу дна или качеству грунта пока еще не может происхо­ дить по чисто техническим условиям тралловый лов; в этих районах, разу­ меется, вопрос взаимоотношений ярусного — прибрежного лова и траллового лова еще не возникает. Однако, на Мурмане большая часть промысловых банок, на которых в прибережной зоне происходит современный ярусный лов, как раз наиболее интенсивно эксплоатируется траллерами. Черта метания ярусов на Мурмане, используемая мелкими промышленни­ ками, примерно измеряется расстоянием прибрежной полосы в 2 0 - 2 5 верст от берега. Это—естественная промысловая зона па Мурмане, обеспечивающая интересы трудового населения, оправдывающая его стремления на Мурман­ ские промыслы. При исключительном занятии населения побережий Белого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz