Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 55 — Сравнение качества и капитала в судах у местного и пришлого рыбака, по данным 1926 года, на .Мурманском берегу показывает, что грузоподъем­ ность бота у местного рыбака 325 пудов, а у пришлого— 114 пудов. На 610 местных рыбаков, т. е. на 18% общего количества рыбаков, из всего нали­ чия моторных судов, имеющихся на Мурмане, приходится 85% , а на 2.835 пришлых рыбаков или на 82% от общего их количества, моторных судов приходится всего 15%. Весь наличный промысловый флот рыбаков на Мур­ мане по капиталу, вложенному в него, распределяется так, что на местных рыбаков, т. е. на 18% от их общего числа, приходится 57% всего капитала, вложенного в промысловый флот, а на пришлых рыбаков, т. е. на 82% от всех рыбаков, приходится всего 42% его. Отсюда малая производительность пришлого рыбака и необходимость сделать труд его более устойчивым, заня­ тым постоянной промысловой деятельностью, на чем только и может основы­ ваться успех колонизации и развитие рыбного промысла. Отсюда необходи­ мость развития новых видов морских промыслов на Мурмане, развития ры­ бообрабатывающей промышленности и использования всех продуктов промысла. Непрерывность и постоянство промыслов на Мурмане вполне обеспечивается самой природой. Необходимо лишь обеспечение занимающемуся промыслом населению возможности постоянного и непрерывного сбыта продуктов его труда. А это последнее обусловливается организацией рыбообрабатывающих предприятий, как: консервные, рыбосушильные и утилизационные заводы, со- путствуемые улучшением бытовой обстановки рыбаков. Из сопоставления нашего рыбного промысла с Норвежским явствует, что наши потенциальные возможности рыбного промысла далеко не соответствуют, прежде всего, количеству постоянного рыбачьего населения на Мурмане, из чего вытекает необходимость колонизапии Мурмана постоянным рыбачьим населением. Дальнейшее сопоставление Норвежских рыбных промыслов с нашими по­ казывает, что развитие Норвежских промыслов обявано хорошему их внеш­ нему оборудованию: берега и шхеры обставлены маяками и створами, обо­ рудованы гавани-убежища, хорошо организовано наживочное дело, органи­ зовано массовое промысловое судостроение и ремонт, а также кредит для всех видов промысла. Благодаря последнему, в Норвегии быстро вырос мо­ торный промысловый флот. В 1901 году в Норвегии моторных ботов было всего 50 единиц, в 1911 году моторный флот вырос до 2.500 единиц, а в 1927 году он достиг 15.000 моторных судов, стоимостью в 75 миллионов ру­ блей. Наш же промысловый флот в 1925 году, оцениваемый в 650 тысяч ру­ блей, состоял из следующих судов: моторные суда................... . . . 35 3,3% парусные суда, боты . .. . . . 106 10% ш н я к и ................................. . . . 118 11,2% е л ы ........................................ . . . 403 38,2% карбасы ............................... . . . 394 37,3% В с е г о ................. ...1 0 5 6 100% По сравнению с довоенным временем наблюдается определенный прогресс: во-первых, появились моторные суда, во-вторых, увеличилось число ел (в 1925 г.— 38,2%, в 1902 г. — 25,2%), появились парусные боты и уменьшилось число шняк. В 1925 году, однако, наблюдается значительное число гребных судов, Участвовавших в промысле — 37,3%, тогда как до войны % их был не выше 10. го объясняется обеднением рыбацкого населения за время войны, интер­ венции и первых лет революции, а также невозможностью приобрести хоро

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz