Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
IV. Рыбо промышленная и снабженческая работа Мур манской железной дороги. (Желрыба) Рыбные богатства Мурмана. Слабая их использованность. Причины этого— малочисленность населения и неорганизованность промысла. Сопоставление с Норвегией. Пути развития рыбного промысла: колонизация Мурманского побережья и организация промыслов. Развитие траллового лова. Нробходимость укрепления берегового лова. Его народно-хозяйственное значение. Роль «Кед ры бы в развитии берегового лова и пути ее работы. Динамика оборотов Ж, е л р ы б ы и привлечение средств. Рост ее заготовок. Снабженческая и коммерческая работы Ж е л р ы б ы . Ее колонизационное значение и органи зующая роль в развитии берегового рыбного промысла на Мурмапе и Белом море. Влияние работы Ж е л р ы б ы на увеличение грузооборота Мурманской дороги. Исходя из народно-хозяйственных и колонизационных задач, Мурманская железная дорога, призванная Постановлением СТО о колонизации Карело- Мурманского края к активной роли в развитии возможных в этом крае про мыслов, одновременно с приступом к лесопромышленной работе, становится в области рыбопромышленности па путь укрепления и развития кустарного (берегового) ярусного лова на Мурмане, омываемом Баренцевым морем. Морские воды у Мурманского побережья принадлежат к лучшим промыс ловым районам едва ли не во всем мире. По современному их использованию, вследствие целого ряда организационных и технических неустройств и мало численности ловецкого населения на Мурмане, нельзя судить об их промыс ловых возможностях. Джемс Джонстон в своем труде „Условия жизни в море“ на основании научных изысканий приходит к выводу, что „едва ли может быть сомнение, что распределение ж^знн в море диаметрально противоположно распределению на суше. Величайшие рыбные промыслы- это промыслы умеренных и аркти ческих морей“ . Джонстон на первое место ставит Баренцево море, затем воды Исландии и тресковые промыслы Лофоденских островов *). Отчет Научной Промысловой Экспедиции (Л. Л. Брейтфус) приходит также к положению, что „наличность рыбных богатств при большом развитии у нас на Мурмане промыслового дела не только удовлетворит весь спрос на морскую рыбу у нас в России, но может рассчитывать на значительный экспорт1' . ') Д. Джонстон. „Условия жизни в море". Приложение к журналу Сельское хозяйство и Лесоводство за 1918 г. Стр. 216—220. Л. Л. Врейгфус. ..Отчет Научно-Промысловой Экспедиции". Стр. 183—184.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz