Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

- - 52 — завода в районе 1\1урманска, с целью дать выход лесам Севера за границу и на Мурманское побережье, не имеющее леса, для снабжения лесоматериа­ лами новых факторий развивающегося рыбного промысла и устраивающихся 8десь рыбаков-колонистов. Но направление дальнейшей работы Ж, ел л е с а по указанному пути, а вместе с ним и колонизационных мероприятий, встречает пока серьезное препятствие в нежелании Карелии допустить расширение работ Ж е л л е с а и закрепление за ним новых сырьевых баз по принципиальным соображениям, сводящимся к тому, что Мурманская железная дорога должна не расширять свои лесоза­ готовки, а сокращать. Такое положение было бы, может быть, и целесообразным, если бы сырьевые базы северной Карелии все были бы уже введены в хозяйственный оборот, цли местный лесной трест — Карлес — был бы в состоянии их все исполь­ зовать. Но, как видно но изданию АКССР „Местный и Государственный бюджет Карельской АССР на 1926 — 27 г.", годичный прирост древесины в Карелии эксплоатируется примерно только на 50°/0) что объясняется недо­ статком рабгужсилы, особенно на севере Карелии, а также неудовлетвори­ тельным состоянием сплавных путей (стр. 191). По данным лесоустроитель­ ных отчетов и изданий Статистического Управления АКССР, наличие древе­ сины на годичной лесосеке и отпуск ее .за последние два года представляется в следующем виде: предъявлено к отпуску в 1925—26 году 736.630 к. с ., фактически же отпущено 513.282 к. с ., т . е. осталось неиспользованным 213.348 к. с. В 1926—27 году предъявлено к отпуску 590.821 к. с., фактически отпущено 386.490 к. с ., т. е. осталось неиспользованным 204.331 к. с. Такие большие остатки неиспользованной древесины получаются на севере Карелии даже при высоких оборотах рубки—80-100 лет. При снижении же их до 60 лет, что вполне оправдывается интересами лесного хозяйства, общий отпуск годичной лесосеки увеличится по самым скромным подсчетам на 30% . „Усиление же эксплоатации годичного прироста", по заключению „Местного и Государственного бюджета Карельской АССР на 1926—27 год" (ст. 191), „возможно только при условии развития колонизации края , «, также при постройке железнодорожных путей сообщения, постройке там новых лесо­ пильных и древообделывающих заводов". Задача эта, при ограннченностн оборотных средств Карлеса и широкой неиспользованной еще лесной базе, одному ему непосильна, а лесопромышленная работа его не связана непо­ средственно с колонизационными мироприятиями. Между тем, при сочетании этих именно условий и возможно успешное разрешение народно-хозяйственной и краевой проблемы в области лесопромышленности. Целым рядом научных трудов и специальной литературой по Северу до­ статочно установлено, что существующая система эксплоатации и хозяйства в лесах Севера является расточительством лесных богатств Союза. Основная причина этой системы заключается в безлюдьп и бездорожья. Чтобы приоста­ новить такую систему эксплоатации и хозяйства, чтобы рационально исполь­ зовать леса Севера, необходимо оплодотворить хозяйство в этих лесах капи­ талом, одухотворить его инициативой, техникой, культурой, иначе говоря, устроить эти леса, провести железные дороги и лесовозные ветки, улучшить сплавные пути, соорудить древообделывающие и лесопильные заводы, органи­ зовать переселение рабочих и произвести лесокультурные и технические работы. Все эти вопросы и мероприятия не только теоретически, но и практи­ чески начинают получать свое осуществление в лесопромышленной работе Мурманской железной дороги. Поэтому, казалось бы, углубляя эту работу, в общегосударственных и краевых интересах целесообразно расширить ее эа счет новых неиспользованных районов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz