Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 51 — В этом самом районе Мурманская железная дорога в течение последнего четырехлетия, в местах произрастания сырья строит три своих лесопиль­ ных завода на 11 рам, оборудует древообделочную мастерскую, мастерскую по изготовлению клепки для тары, в целях удовлетворения развивающихся рыбных промыслов на Терском, Мурманском и Кандалакшском побережьи. Вокруг заводов возникают новые поселения, создается зарождение древообра­ батывающей промышленности на месте произрастания сырья с тем, чтобы отправлять готовый товар к рынкам сбыта, следуя общему экономическому закону: транспорт фабриката выгоднее транспорта сырья. Здесь произошла та деконцентрация обрабатывающих заводов, в которой так нуждается север Карелии с точки зрения рационализации производства. Эта деконцентрация древообрабатывающих заводов к месту произрастания сырья в корне видоизменила конъюнктуру, исполнила, в сущности, осущест­ вление мечты бывших земств и сделала, пожалуй, не нужным для ближай­ шего будущего и сооружение канала, соединяющего Сегозеро с Онежским овером. Так резко в благотворную сторону изменилась здесь экономика, благодаря лесопромышленной работе дороги. Если к этому прибавить, что в том же районе дорога соорудила 102 километра подъездных железно­ дорожных веток для вывоза леса к своим заводам, то вполне становится понятным тот благоприятный результат на полноту использования здесь Желлесом древесины, которое, как прогрессивное достижение, отме­ чено Лесоэкономнческой Экспедицией Академии Наук. „Здесь", отмечает Экспедиция, „мы встретились с отрадным явлением— это—утилизацией отбросов древесины, которая в конечном счете в виде мел­ ких сортиментов получает выход на рынок. Здесь мы встретились со столяр­ ной мастерской, клепочной мастерской. Часть тонких досок, которые мы при­ выкли считать отбросами, этот сортимент получает выход в Донуголь и на Северо-Западные дороги. Этот район показал весьма напряженную деятель­ ность Ж е л л е с а в области использования лесных рессурсов. Только Мур­ манская ж. д. это делает, только она может двигать и разрабатывать столь мало-ценный сортимент, двигать его далеко на внутренние рынки, нуждаю­ щиеся в этом лесе“. Ознакомившись с направлением и состоянием лесопромышленной работы Мурманской железной дороги, Совещание при Главном Управлении лесной и и бумажной промышленности ВСНХ ССР 23 и 30 авг. 1927 г. и пришло к заклю­ чению, что „лесопромышленная работа Мурманской железной дороги, способ­ ствовавшая, как более полному, при существующей экономической обстановке, использованию древесины в предоставленных дороге лесных массивах и уве­ личению в связи с этим денежных средств на развитие колонизационной работы в районе дороги, а также использованию рабочих рук не только местного, но и добавочного, приходящего в край населения,—является целе­ сообразной п необходимой, как направленная к экономическому развитию края и обслуживающая, вместе с тем, нужды в древесине обще-союзной сети жел. Дорог,“ А лесная комиссия Промсекции Госплана ССР, обсудив тот же вопрос, в заседании 10 октября 1927 года, отметила, что „создание комбината Мур­ манской железной дороги является положительным фактом", и что „опыт Мурманской железной дороги необходимо учесть при проектировании других комбинатов14. Окрепшая, развившаяся и переросшая свою сырьевую базу— отведенный Дороге лесной колонизационный фонд, — удовлетворяющую ныне плановую потребность Ж е л л е с а в древесине в размере всего 6О°/0, деятельность Ж е л л е с а позволяет ему планировать на ближайшее пятилетие выход на Дальний Север и вовлечение в эксплоатацию почти неиспользуемые лесные массивы в пределах Мурманского округа и в верхней части бассейна р. Кеми в Карелии. Намечена к осуществлению постройка пятого лесопильного 4*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz