Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 49 — районы, где лесоразработки возможны только на привозной рабочей силе, а привозная рабочая сила удорожит лесозаготовки от 5 до G рублей на 1 кубическую сажень древесины. Тем не менее, Ж е л л е с снабжает другие дороги сети по ценам, значи­ тельно ниже рыночных. Так, в 1925—26 году отпускные договорные цены на шпалы другим дорогам составляли большею частью 1 р. 80 коп., в то время, как рыночная цена, по маклерской справке на июнь 1926 г., была 2 рубля 70 к. ва шпалу и правительственная цена шпалы для железных дорог была установлена в 2 рубля, как средняя по сети. В 1924 -2 5 году шпалы другим дорогам в количестве 618.659 штук пере­ даны по цене 1 р. 30 к. при себестоимости в 1 р. 38 к. Это дорога могла сделать исключительно благодаря структуре своего комбината при системе снабжения Ж е л л е с а аппаратом Ж , е л р ы б ы , где прямые расходы всего комбината в целом на дело снабжения (убытки Ж е л р ы б ы ) с избытком покрылись финансовыми результатами Ж е л л е с а . Прибыль одного звена комбината Ж е л л е с а , выразившаяся в 1924—25 г. в сумме 213.628 руб., дала возможность покрыть убыток (прямые расходы) по снабжению Ж е л ­ р ы б ы , что и обусловило возможность снабдить шпалами ниже себе­ стоимости свою дорогу гГпередать ниже себестоимости другим дорогам, и в конечном результате получить чистую прибыль всего комбината от лесной промышленности в сумме 55.307 р. Вместе с тем, развивающаяся лесопромышленная работа комбината Мур­ манской дороги с каждым годом увеличивает заметно грузооборот дороги за счет новых лесных грузов, поступающих на дорогу с лесоразработок и лесо­ пильных заводов Ж е л л е с а . В 1923 -2 4 году на дорогу поступило 9 мил­ лионов пудов грузов Ж е л л е с а , в 1924— 25 году 13 миллионов пудов, в 1925— 26 году— 22 мил. пудов и в 1926— 27 году— 25 мил. пудов. Приведенные итоги работ Ж, ел л е с а свидетельствуют о рентабельности лесопромышленной работы комбината Мурманской ж. д. и ее экономической целесообразности. Анализируя лесопромышленную работу Мурманской ж. д. сточки зрения рационализации производства и экономической географии Карело-Мурманского края, можно притти к следующим положительным выводам: Главнейший современный недостаток лесной промышленности севера Карелии, как и Севера вообще, унаследованный от прошлого ,— это сосре­ доточение большинства лесопильных заводов вдали от мест заготовок леса,— в районе Сорока-Кемь в Карелии и в Архангельске на Севере. При таких условиях, когда приходится тянуть бревно водою за сотни верст по порожи­ стым извилистым рекам Карелин, невозможно рассчитывать на полную ути­ лизацию древесины на месте. Отсюда чрезмерно большой процент не­ использованное™ предназначенного к отпуску леса, отсюда большой недо- руб в лесных дачах, их захламление отбросами, препятствующими лесовозоб­ новлению, и гниение на корню, и перестойность лесов северной Карелии. Отсюда растрата основного капитала и безлюдность края, что вновь подтвер­ дило обследование лесопромышленности Лесной Экспедицией Академии Наук в отношении работы Кареллеса, произведенное летом 1926 года. Государство не может долее эксплоатировать только лес первосортный , утилизироваться должны и материалы всякого сорта. В этом случае пра­ вильно понятые интересы лесопромышленности совпадают с интересами госу­ дарства, как лесовладельца. Для устранения столь неблагоприятного поло­ жения вещей, единственный выход для целого ряда районов—чтобы древо­ обрабатывающая промышленность приш ла на место сырья, с выгодой обрабатывая его здесь , привлекая тем сюда новое население и содейсы уя колонизации края. Это достижимо лишь при помощи сокращения путей транспорта леса. Комбинат Мурм. ж. д. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz