Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
— 49 — районы, где лесоразработки возможны только на привозной рабочей силе, а привозная рабочая сила удорожит лесозаготовки от 5 до G рублей на 1 кубическую сажень древесины. Тем не менее, Ж е л л е с снабжает другие дороги сети по ценам, значи тельно ниже рыночных. Так, в 1925—26 году отпускные договорные цены на шпалы другим дорогам составляли большею частью 1 р. 80 коп., в то время, как рыночная цена, по маклерской справке на июнь 1926 г., была 2 рубля 70 к. ва шпалу и правительственная цена шпалы для железных дорог была установлена в 2 рубля, как средняя по сети. В 1924 -2 5 году шпалы другим дорогам в количестве 618.659 штук пере даны по цене 1 р. 30 к. при себестоимости в 1 р. 38 к. Это дорога могла сделать исключительно благодаря структуре своего комбината при системе снабжения Ж е л л е с а аппаратом Ж , е л р ы б ы , где прямые расходы всего комбината в целом на дело снабжения (убытки Ж е л р ы б ы ) с избытком покрылись финансовыми результатами Ж е л л е с а . Прибыль одного звена комбината Ж е л л е с а , выразившаяся в 1924—25 г. в сумме 213.628 руб., дала возможность покрыть убыток (прямые расходы) по снабжению Ж е л р ы б ы , что и обусловило возможность снабдить шпалами ниже себе стоимости свою дорогу гГпередать ниже себестоимости другим дорогам, и в конечном результате получить чистую прибыль всего комбината от лесной промышленности в сумме 55.307 р. Вместе с тем, развивающаяся лесопромышленная работа комбината Мур манской дороги с каждым годом увеличивает заметно грузооборот дороги за счет новых лесных грузов, поступающих на дорогу с лесоразработок и лесо пильных заводов Ж е л л е с а . В 1923 -2 4 году на дорогу поступило 9 мил лионов пудов грузов Ж е л л е с а , в 1924— 25 году 13 миллионов пудов, в 1925— 26 году— 22 мил. пудов и в 1926— 27 году— 25 мил. пудов. Приведенные итоги работ Ж, ел л е с а свидетельствуют о рентабельности лесопромышленной работы комбината Мурманской ж. д. и ее экономической целесообразности. Анализируя лесопромышленную работу Мурманской ж. д. сточки зрения рационализации производства и экономической географии Карело-Мурманского края, можно притти к следующим положительным выводам: Главнейший современный недостаток лесной промышленности севера Карелии, как и Севера вообще, унаследованный от прошлого ,— это сосре доточение большинства лесопильных заводов вдали от мест заготовок леса,— в районе Сорока-Кемь в Карелии и в Архангельске на Севере. При таких условиях, когда приходится тянуть бревно водою за сотни верст по порожи стым извилистым рекам Карелин, невозможно рассчитывать на полную ути лизацию древесины на месте. Отсюда чрезмерно большой процент не использованное™ предназначенного к отпуску леса, отсюда большой недо- руб в лесных дачах, их захламление отбросами, препятствующими лесовозоб новлению, и гниение на корню, и перестойность лесов северной Карелии. Отсюда растрата основного капитала и безлюдность края, что вновь подтвер дило обследование лесопромышленности Лесной Экспедицией Академии Наук в отношении работы Кареллеса, произведенное летом 1926 года. Государство не может долее эксплоатировать только лес первосортный , утилизироваться должны и материалы всякого сорта. В этом случае пра вильно понятые интересы лесопромышленности совпадают с интересами госу дарства, как лесовладельца. Для устранения столь неблагоприятного поло жения вещей, единственный выход для целого ряда районов—чтобы древо обрабатывающая промышленность приш ла на место сырья, с выгодой обрабатывая его здесь , привлекая тем сюда новое население и содейсы уя колонизации края. Это достижимо лишь при помощи сокращения путей транспорта леса. Комбинат Мурм. ж. д. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz