Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
— 45 — Пизанце, в Селецком лесничестве, в том же году устроен ряд плотин и про изведены подрывные работы. По речке Сидре, по которой лет 15 уже не производился сплав, пришлось затратить большие суммы на расчистку фарватера. Все эти обстоятельства, наряду с дороговизной рабочих рук, сильно повы шают стоимость сплава, доводя ее до 18— 22 р . на 1 куб. саж. сплавляемой древесины. Не мало осложняет работу гористость, вызывающая повышение зарплаты за вывозку и заготовку леса. В Селецком лесничестве приходилось бревна •спускать со скал высотою 50—80 сажень с опасностью для жизни рабочих и лошадей; потребовалось устройство разных приспособлений для спуска бре вен, израсходовав на эго большое количество дорого стоющих снастей. При подсчете всех накладных расходов, а равно и прибавок к зарплате, которые вызываются исключительно тяжелыми местными условиями эксплоатации лесов Кольского полуострова и лесничеств Селецкого и Паданского, получается себестоимость продукции, значительно превышающая цени , по кото рым Мурманская дорога реализует ее. Но это не останавливает ее, т. к. заготовка в этих случаях представляется убыточной лишь при оценке ее отдельно от всей лесозаготовительной операции. Если же взять ее в общей массе, то убыточность исчезает: крупные расходы в этих районах нивеллируются более низкими в других и в среднем получается себестоимость продукции вполне безубыточная. Это обстоятельство, наряду с сознанием необходимости, с коло низационной и лесохозяйственной точки зрения, использования перезрелых лесов, пока они еще не утратили своей технической пригодности, и побу ждает Мурманскую дорогу не останавливаться перед крупными затратами на проложение пути к этим лесам, открывая тем самым дорогу к ним и другим- лесозаготовителям и делая возможной более широкую эксплоатацию их, результатом чего явится омолаживание здешних перестойных насаждений. Таким образом, при оценке лесозаготовительной работы Мурманской жел. дороги в Карело-Мурманском крае следует учесть, с одной стороны, изложен ные особо трудные условия этой работы, а с другой —значение ее для самого края , как пионерной работы в диком пустынном крае , находившемся до сего времени в дремотном состоянии. Эксплоатируя леса дальнего севера. Мурманская дорога, уплачивая кор невую стоимость их, тем самым делает крупный вклад в финансовые средства колонизационного денежного фонда. Из изложенного нельзя не притти к выводу, что лесозаготовительные опе рации Мурманской жел. дороги, содействуя использованию перестойных насаждений Карело-Мурманского края и тем спасая их от окончательной гибели на корню, вливают крупные суммы в хозяйство этого края, помогая тем самым развитию экономической жизни и колонизации. Значение Мурманской дороги в этом отношении рельефнее выступает при сравнении ее работы с работой Кареллеса: в то время, как Мурманская дорога стремится втянуть в эксплоатацию все массивы, тяготеющие к ней, хотя бы при дальнем и дорого стоющем сплаве, Кареллес до сих пор не может осилить Кемского бассейна, заготовляя в нем около 300—400 тыс. бревен, тогда как здесь можно заготовлять их свыше 1.000.000 штук ежегодно. За три первые организационные года лесопромышленной работы Мурман ской железной дороги, в ее лесопромышленное производство вложено 1^.400.000 рублей. Столь значительная сумма взята не из колонизационного денежного фонда дороги, а исключительно из средств, привлеченных из дру гих источников. Это тем более оттеняет колонизационную роль комбината Мурманской жолезной дороги, что, проводя в живнь колонизационные идеи, она всемерно стремится к использованию колонизационного денежного фонда, создающегося пока, главным образом, за счет поступления попенной платы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz