Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 42 — промыслов Мурманского побережья, снабжавшихся до сих пор тарой ив Архангельска. На третий 1925/26 год и второй лесной трест—Северолес—так же, как и Севзаплес в предыдущем году, совершенно прекращает использование лесов колонизационного фонда, а дорога использует сама уже 91% всей массы древесины из колонизационного отвода и строит два новых лесопильных завода в центре колонизационного отвода на Выгозере, в его губе—Май- Губе, на 4 рамы и на станции Масельской на 2 рамы. Так, за три года своей лесопромышленной работы Мурманская железная дорога почти полностью вводит в хозяйственный оборот неиспользуемые северныо массивы, вносит на основании ст. 7-ой Положения о колонизации Карело-Мурманского края в денежный колонизационный фонд свыше 1 Уг миллионов рублей, дает дороге в 1925/26 г. 22 миллиона новых грузов f I Майгубскнй лесопильный завод Желлеса. в виде лесных материалов, встает на путь проводника промышленных идей в мало-населенном крае, закладывая новые очаги индустриализации в виде лесопильных заводов и древообделывающих предприятий. Вместе с тем, при­ влекая на лесоразработки 12 тысяч рабочих, из которых 75% приезжих в край из других губерний, и создавая своей работой центры их притяже­ ния, определяет и районы колонизации. Таким образом, лесозаготовительные работы Мурманской железной дороги обслуживают колонизационные потребности, как со стороны финансирова­ ния—в виде поступления средств в денежный колонизационный фонд,—так и со стороны организации производства в крае с использованием в нем трудовой силы колонистов-переселенцев. За три начальных года, лесозаготовительные операции Мурманской же­ лезной дороги, когда они находились еще в периоде организации, дали в денежный колонизационный фонд с эксплоатации лесов, предоставленных Мурманской железной дороге, свыше 11/з миллиона рублей, прочие же лесо­ заготовители, в том числе и такое крупное предприятие как Северолес, дали в этот же фонд вместе около 350 тысяч рублей, т . е. почти в пять раз меньше, чем лесозаготовительная организация дороги.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz