Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 40 — Такой малый возможный отпуск древесины в сравнении с площадью в 3.000.000 десятин территории, отведенной Мурманской железной дороге, учитывая даже преуменыпенность отпуска устаревшими планами лесного хозяйства, обусловливается качеством и количеством лесных насаждений этой территории, в большей своей части расположенной за полярным кругом, с почвами физически неудобными и химически бедными. Если взять лесную территорию в 3 миллиона десятин, например, в Новго­ родской губернии и ее естественно-исторические условия, процент неудобной лесной площади к удобной в 30, а не свыше 50% , как на территории от­ вода Мурманской ж. д., то удобной лесной площади было бы 2.000.000 дес. Принимая во внимание оборот рубки в 120 лет и считая запас в 25 куб. саж. на десятину, годовой отпуск древесины выразился бы в 415.000 куб. саж., т. «. в 7— 8 раз больше , чем из лесов колонизационного отвода Мурман­ ской ж. д. Улее одно это сопоставление обязывает оценивать капитал, полученный Мурманской ж .д ., в скромной'оценке, противопоставляя качество его коли­ честву, обусловливающее трудность положения Мурманской железной дороги. Эта трудность усиливается еще тем обстоятельством, что лесная территория, отведенная дороге, к моменту ее передачи дороге эксплоатировалась всего в размере до 2 0% возможного ее годового отпуска древесины. Работавшие в Карело-Мурманском крае лесные тресты: Северолес и Сев- заплес. поставленные ст. 8 Положения о колонизации Карело-Мурманского края в предпочтительное положение перед дорогой и имевшие право пред­ почтительного выбора лесосек в колонизационном фонде, брали для разра­ ботки, и то по преимуществу в лучшем южном лесном колонизационном мас­ сиве, на 1924 г. оба вместе всего -15.9S4 куб. саж., т. е. около 19% годового отпуска древесины колонизационного лесного фонда, всего на сумму 235 тысяч рублей !). И это—все ожидаемые доходы с лесной территории ко времени ее передачи Мурманской железной дороге. При этом, Мурманская ж. д., по­ лучая в свое заведывание отведенную ей лесную территорию, в течение 1924 г. должна была их расходовать на ее управление, охрану, содержание лесных объездчиков и другие потребности—95 тысяч рублей. Таким образом, к концу 1924 т. можно было ожидать поступления в денежный колони­ зационный фонд всего 140 тысяч рублей, с чего, в сущности, и должна была Мурманская железная дорога начинать свою пионерную работу, поставлен­ ную ей в задачу Положением о колонизации Карело-Мурманского края. Таково не легкое положение, которое создалось для Мурманской железной до­ роги в исходный период ее приступа к освоению переданной ей территории, в которой она обязывалась найти дальнейший источник своего развития, постепенно вводя в хозяйственный оборот неиспользуемые леса далекого пустынного севера Карело-Мурманского края. Перед дорогой встала, таким образом, задача: прямо или косвенно, без оборотных средств, создать в не­ развитом крае производство, и прежде всего в области использования леса— как главнейшего естественного неиспользуемого рессурса края. Как спра­ влялась с этой задачей дорога и каким путем она подошла к поставленной цели, и составляет содержание последующей главы. См. Год колонизационной работы Мурм. ж. д. Ленинград 1925 г. Стр. 20.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz