Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
II. Территория, отведенная Мурманской дороге, как объект колонизационной работы дороги. Физико-географический ее очерк. Леса колонизационного отвода. Их харак теристика. Большой процент неудобной площади для ведения лесного хозяй ства. Степень лесоустроенности площади отвода. Распределение лесов по бассейнам. Низкая отпускная возможность лесов отведенной дороге территории. Неиспользованность ее до 80% . Низкая ее доходность к моменту передачи территории Мурманской дороге и финансовые перспективы ее эксплоатации к первому году ее освоения Мурманской дорогой. * * В вводной главе отмечалось, что, по выходе из полосы военных дествий, для Мурманской дороги возникла альтернатива: переходить в состояние консер вации или перейти на путь железнодорожной колонизации. Первое означало потерю достигнутого выхода к открытому, единственному свободному от оков зимы океанскому порту на Севере нашей страны и оставление всего Карело- Мурманского края в состоянии, при котором северная часть края была бы неизмеримо доступнее и ближе к Финляндии и Норвегии, чем к центральным районам Союза. Поэтому, предпочтен был второй путь. • При оценке особого метода работы Мурманской жел. дор. и ее зна чения в общем плановом хозяйстве Союза, существенное значение, конечно, имеет вопрос, проявилась ли эта работа положительно, как на самой дороге, так и на росте краевой экономики, под влиянием пионерно-колонизационной работы дороги. Эта оценка, в целях ее объективности и правильности, не может быть сделана без учета тех трудных приполярных условий работы дороги и удель ного значения прежде всего того объекта колонизационной работы дороги, который она получила, как базу для своих пионерных мероприятий — отве денной ей территории. Территория, предоставленная дороге статьей 1 „Положения о колонизации Карело-Мурманского кр а я“ в размере 3.000.000 десятин, расположена к северу от Петрозаводска, точнее—к северу от станции дороги Медвежья Гора (севернее Петрозаводска на 150 километров) в составе лесных дач: Масельской, Телекинской, Лумборецкой, Шуерецкой, Сорокской, Керетской, Кандалакшской в пределах Карельской Республики и Экостровской, Бабинской, Нотозерской и Кнльдинской—в пределах Мурманской губернии (ныне округа). При приеме этих дач в заведывание Мурманской дороги осенью 1923 года, площадь отведенной территории по имевшимся данным была определена в 3.100.655 десятин. В настоящее время, в результате произведенных лесо устроительных работ, определивших истинные размеры устроепных дач, пло щадь отвода определяется в 3.218.972 гектара. В дальнейшем, в эту цифру будут вноситься поправки по мере хода работ по лесоустройству.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz