Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

II. Территория, отведенная Мурманской дороге, как объект колонизационной работы дороги. Физико-географический ее очерк. Леса колонизационного отвода. Их харак­ теристика. Большой процент неудобной площади для ведения лесного хозяй­ ства. Степень лесоустроенности площади отвода. Распределение лесов по бассейнам. Низкая отпускная возможность лесов отведенной дороге территории. Неиспользованность ее до 80% . Низкая ее доходность к моменту передачи территории Мурманской дороге и финансовые перспективы ее эксплоатации к первому году ее освоения Мурманской дорогой. * * В вводной главе отмечалось, что, по выходе из полосы военных дествий, для Мурманской дороги возникла альтернатива: переходить в состояние консер­ вации или перейти на путь железнодорожной колонизации. Первое означало потерю достигнутого выхода к открытому, единственному свободному от оков зимы океанскому порту на Севере нашей страны и оставление всего Карело- Мурманского края в состоянии, при котором северная часть края была бы неизмеримо доступнее и ближе к Финляндии и Норвегии, чем к центральным районам Союза. Поэтому, предпочтен был второй путь. • При оценке особого метода работы Мурманской жел. дор. и ее зна­ чения в общем плановом хозяйстве Союза, существенное значение, конечно, имеет вопрос, проявилась ли эта работа положительно, как на самой дороге, так и на росте краевой экономики, под влиянием пионерно-колонизационной работы дороги. Эта оценка, в целях ее объективности и правильности, не может быть сделана без учета тех трудных приполярных условий работы дороги и удель­ ного значения прежде всего того объекта колонизационной работы дороги, который она получила, как базу для своих пионерных мероприятий — отве­ денной ей территории. Территория, предоставленная дороге статьей 1 „Положения о колонизации Карело-Мурманского кр а я“ в размере 3.000.000 десятин, расположена к северу от Петрозаводска, точнее—к северу от станции дороги Медвежья Гора (севернее Петрозаводска на 150 километров) в составе лесных дач: Масельской, Телекинской, Лумборецкой, Шуерецкой, Сорокской, Керетской, Кандалакшской в пределах Карельской Республики и Экостровской, Бабинской, Нотозерской и Кнльдинской—в пределах Мурманской губернии (ныне округа). При приеме этих дач в заведывание Мурманской дороги осенью 1923 года, площадь отведенной территории по имевшимся данным была определена в 3.100.655 десятин. В настоящее время, в результате произведенных лесо­ устроительных работ, определивших истинные размеры устроепных дач, пло­ щадь отвода определяется в 3.218.972 гектара. В дальнейшем, в эту цифру будут вноситься поправки по мере хода работ по лесоустройству.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz