Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
— 28 — Согласно Положению о колонизации Карело-Мурманского края, утвержден ному СТО 25 мая 1923 года, исполнительным колонизационным органом является Мурманская жел. дор. Руководство ее колонизационной работой и согласование деятельности различных ведомств и предприятий по- колонизации края возложено на С е в з а п э к о с о (ст. 19 Положения), при чем ему предоставляется выделить для этой цели постоянную комиссию. Средства на выполнение колонизационных мероприятий, как это уже указы валось выше, не ассигнуются государством, а получаются, как платежи за „право использования предоставленной Мурманской железной дороге тер ритории и находящихся в ее пределах природных богатств, не исключая корневой стоимости леса“ (ст. 7-ая Положения). Колонизационная работа Мурманской железной дороги определяется и регулируется, прежде всего, „Положением о колонизации Карело-Мурман ского к р а я “. Согласно ст. 12-ой „Положения", общее направление всего дела заселе ния отведенной дороге территории принадлежит Наркомзему. Техническая колонизационно-переселенческая работа регулируется, кроме, конечно, Земель ного Кодекса,— „Временными Правилами о выполнении колонизационно-пере селенческих мероприятий на территории, отведенной Мурманской жел. дор.", утвержденными НКЗ РСФСР 28 октября 1924 г. — 12 февраля 1925 г. В качестве приложения к ст. 33 этих „Временных Правил" НКЗ утвер ждены 28 октября 1924 г. „Временные Правила о порядке выдачи ссуд на хозяйственное устройство, мелиорацию и обще-полеэные надобности переселенцам, водворяющимися в Карело-Мурманском крае", а также одоб рен (как приложение к ст. 35 основных „Правил") „Порядок бесплатного отпуска древесины переселенцам на строительные нужды и топливо“. Лесо хозяйственная деятельность дороги регулируется Лесным Кодексом и всеми правилами и инструкциями Управления Лесами РСФСР. Местными органами Колонизационного Отдела являются районы водворе ния и устройства переселенцев, Лесничества, опытные сельско-хозяйственные пункты и агробазы. Полевые технические работы Отдел выполняет (ст. 3 Временных Правил о выполнении колонизационно-переселенческих мероприя тий) при помощи специально формируемых экспедиций, партий, отрядов и отдельных лиц в числе и составе в зависимости от плана работ, т. е. цели и размера работ и отпущенных средств. Анализируя метод работы транспортно-промышленно-колонизационного ком бината Мурманской жел. дор. в связи с правовыми и экономическими задачами, возложенными на нее Положением Совета Труда и Обороны о коло низации Карело-Мурманского края от 25 мая 1923 года, предоставление дороге территории — 3 миллиона десятин — никак нельзя рассматривать, как „концессию", что нередко встречается в литературе вопроса1). Дорога является государственным органом, выполняющим по заданию государственной власти на определенной территории цикл органически связанных между собой пред приятий, направленных к всестороннему экономическому развитию края на основе колонизации. Особенностью этого процесса является лишь то, что для выполнения возложенных на дорогу правительством колонизационных задач отпущенны не денежные средства, а предоставлена возможность получить их путем использования отведенной дороге территории. Некоторым прообразом метода железнодорожной колонизации, конечно, послужила практика железных дорог Канады, которые вели заселение предо ставленных им земель. При теоретической разработке проекта железнодорож*) Например, в статье Инж. В. Эвальда. Колонизация Севера России и железно дорожное строительство. Труды Госуд. Колония. Научно-Исследовательского Инсти тута, т. I. Москва 1924 г.. стр. 261.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz