Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 28 — Согласно Положению о колонизации Карело-Мурманского края, утвержден­ ному СТО 25 мая 1923 года, исполнительным колонизационным органом является Мурманская жел. дор. Руководство ее колонизационной работой и согласование деятельности различных ведомств и предприятий по- колонизации края возложено на С е в з а п э к о с о (ст. 19 Положения), при чем ему предоставляется выделить для этой цели постоянную комиссию. Средства на выполнение колонизационных мероприятий, как это уже указы­ валось выше, не ассигнуются государством, а получаются, как платежи за „право использования предоставленной Мурманской железной дороге тер­ ритории и находящихся в ее пределах природных богатств, не исключая корневой стоимости леса“ (ст. 7-ая Положения). Колонизационная работа Мурманской железной дороги определяется и регулируется, прежде всего, „Положением о колонизации Карело-Мурман­ ского к р а я “. Согласно ст. 12-ой „Положения", общее направление всего дела заселе­ ния отведенной дороге территории принадлежит Наркомзему. Техническая колонизационно-переселенческая работа регулируется, кроме, конечно, Земель­ ного Кодекса,— „Временными Правилами о выполнении колонизационно-пере­ селенческих мероприятий на территории, отведенной Мурманской жел. дор.", утвержденными НКЗ РСФСР 28 октября 1924 г. — 12 февраля 1925 г. В качестве приложения к ст. 33 этих „Временных Правил" НКЗ утвер­ ждены 28 октября 1924 г. „Временные Правила о порядке выдачи ссуд на хозяйственное устройство, мелиорацию и обще-полеэные надобности переселенцам, водворяющимися в Карело-Мурманском крае", а также одоб­ рен (как приложение к ст. 35 основных „Правил") „Порядок бесплатного отпуска древесины переселенцам на строительные нужды и топливо“. Лесо­ хозяйственная деятельность дороги регулируется Лесным Кодексом и всеми правилами и инструкциями Управления Лесами РСФСР. Местными органами Колонизационного Отдела являются районы водворе­ ния и устройства переселенцев, Лесничества, опытные сельско-хозяйственные пункты и агробазы. Полевые технические работы Отдел выполняет (ст. 3 Временных Правил о выполнении колонизационно-переселенческих мероприя­ тий) при помощи специально формируемых экспедиций, партий, отрядов и отдельных лиц в числе и составе в зависимости от плана работ, т. е. цели и размера работ и отпущенных средств. Анализируя метод работы транспортно-промышленно-колонизационного ком­ бината Мурманской жел. дор. в связи с правовыми и экономическими задачами, возложенными на нее Положением Совета Труда и Обороны о коло­ низации Карело-Мурманского края от 25 мая 1923 года, предоставление дороге территории — 3 миллиона десятин — никак нельзя рассматривать, как „концессию", что нередко встречается в литературе вопроса1). Дорога является государственным органом, выполняющим по заданию государственной власти на определенной территории цикл органически связанных между собой пред­ приятий, направленных к всестороннему экономическому развитию края на основе колонизации. Особенностью этого процесса является лишь то, что для выполнения возложенных на дорогу правительством колонизационных задач отпущенны не денежные средства, а предоставлена возможность получить их путем использования отведенной дороге территории. Некоторым прообразом метода железнодорожной колонизации, конечно, послужила практика железных дорог Канады, которые вели заселение предо­ ставленных им земель. При теоретической разработке проекта железнодорож*) Например, в статье Инж. В. Эвальда. Колонизация Севера России и железно­ дорожное строительство. Труды Госуд. Колония. Научно-Исследовательского Инсти­ тута, т. I. Москва 1924 г.. стр. 261.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz