Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 27 — чительную часть потребного продовольствия и фуража и т. п. Молочное хозяйство может при общем развитии края в некоторых его районах стать впоследствии основным занятием значительной части населения; зерновое земледелие не может получить сколько-нибудь значительного развития даже в южной части отведенной дороге территории. 2. В отличие от земледельческих колонизационных районов, где размеры возможного переселения, главным образом, определяются количеством свобод­ ной земли, являющейся основным средством производства, в районе Мурман­ ской ж. д., как и во всяком колонизационном районе, где возможна только промышленная и промысловая, а не земледельческая колонизация, размеры и темп переселения определяются возрастающей потребностью в р а ­ бочей силе и зависят от развития промышленности и возникновения новых производств. 3. Контингент переселенцев должен состоять из числа уроженцев север­ ных губерний или лиц, уже работавших в крае. Уроженцы центральных, а тем более южных районов, не жившие в крае, не имеют никаких шансов на успешное устройство,—отсюда вытекает необходимость подбора переселен­ цев для края. 4. На ряду с привлечением пришлого населения, необходимо устройство вблизи железной дороги,—в местах развития промышленной жизни —местного населения из глухих, отрезанных бездорожьем районов—для создания сгуст­ ков населения и кадров рабочей силы. 5. Освоение территории и устройство переселенцев в Карело-Мурманском крае представляет по природным условиям чрезвычайные трудности, не имеющие аналогии ни в каком другом колонизационном районе; поэтому необходимы, с одной стороны, значительные затраты на подготовку колониза­ ционного фонда и на содействие хозяйственному устройству переселенцев, а с другой стороны, — необходим подбор хозяйственно-сильных пересе­ ленцев. Вся Мурманская дорога работает в к^рае, как единый хозяйственный комбинат, всей своей деятельностью стремясь развить промышленность края. Но специально колонизационный аппарат дороги — Колонизационный Отдел—в этом отношении преследует особую и своеобразную задачу. Природные рессурсы Карело-Мурманского крал разнообразны, но промы­ шленное значение из них пока имеют лишь очень немногие. Большинство горных богатств найдено в небольших количествах или в таких местах, где эксплоатация их является мало выгодной. Наконец, некоторые ископаемые, хотя и имеются в больших количествах и их использование теоретически вполне возможно и даже необходимо в общегосударственных интересах, но добычи и х еще никогда не было, и техника переработки не устано­ влена. Некоторые природные запасы, служащие материалом для очень ценных продуктов, большинство которых приходится ввозить из за-границы, не экс- плоатируются только потому, что промышленному их использованию должен предшествовать период доследования, калькуляции, постановки опытов и т. д. Многие запасы, считающиеся теперь ценными и доступными для исполь­ зования, после подробного изучения и опытов, конечно, будут признаны не пригодными, но зато выявится ограниченный ряд природных рессурсов, реально доступных для рентабельной эксплоатации. В работе по организации новых производств, исследованию природных запасов и организации опытов их эксплоатации и принимает деятельное Участие Колонизационный Отдел дороги в тесной связи, с одной стороны, с местными учреждениями, а с другой — с научными и исследовательскими Учреждениями Ленинграда—Геологическим Комитетом, Институтом Прикладной Химии и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz