Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 26 — промыслового оборудования и одеждой и , устраивая фактории, консервные заводы, даже рыбовозные ветки. В этом деле Ж е л р ы б а пользуется помощью мастерских и технических сил дороги, а также и Порта. Выполняя коммер­ ческую работу, Ж ел р ы б а привлекает к себе средства прутем кредита. Весь коммерческий аппарат, а также и средства Ж е л р ы б ы используются для снабжения лесозаготовок, достройки дороги, переселенческих работ и про­ мышленных начинаний. Ж е л р ы б а, далее, значительную часть своей рыбной продукции исполь­ зует для снабжения этих работ, являясь сама потребителем продукции Ж е л- л е с а в виде рыбной тары, строительных материалов и дров. Безденежные расчеты между всеми этими частями комбината предста­ вляют значительную выгоду, способствуя ускорению оборота капитала в хозяйстве и упрощению операций. Мурманский порт возник одновременно с постройкой дороги и, поскольку порт не мог бы существовать без железной дороги, постольку и Мурманская дорога не имела бы значения без порта. В 1924 году порт организационно был соединен с железной дорогой и многие части его, существовавшие раньше отдельно, были слиты с соответствующими учреждениями дороги; это относится к складам, водопроводу, электрическому освещению, топливным запасам, пожарной охране и другим отраслям хозяйства порта и железной дороги, чем было достигнуто устранение параллелизма организаций и хозяй­ ства на одной и той же территории и вместе с тем усилена мощность их. Мурманский порт находится в стадии постройки и является крупным потребителем продукции Ж ел л е с а , оказывая, в.свою очередь, помощь дороге своими плавучими средствами и судо-ремонтными мастерскими. Из приведенной краткой схемы взаимной зависимости отдельных частей комбината Мурманской дороги видно, что продукция одних частей является предметом переработки или потребления для других. Это завершается тем, что все эти звенья комбината создают груз для дороги, как транспорт­ ного предприятия , и непосредственно переводя своп материалы и продук­ цию железной дороге, и тем, что развивают промышленную ждань вокруг себя и доставляют таким образом на дорогу грузы, не являющиеся ни мате­ риалом, ни продукцией для самих органов дороги. Вся работа комбината в целом создает реальные ценности , оказы­ вая уже влияние на все хозяйство Союза. Такими ценностями прежде всего являются лесные материалы, рыба и сырье для фарфоро-фаянсового производства. Дорога и порт, развивая импортно-экспортный грузооборот и пре­ вращаясь в полнокровную транспортную артерию, мощно содействует общему делу промышленного оживления края, вызывая возникновение новых промыш­ ленных очагов, связывая край с внутренним рынком и внутренний рынок— с внешним. Такова методология построения транспортно-промышленно-колонизацион­ ного комбината Мурманской железной дороги и пути его работы *). Специфическая же работа по заселению края, основывается на следую­ щих положениях, установленных еще в период выработки проекта колониза­ ции и коррелированных и дополненных в процессе работы за истекший период: 1. В Карело-Мурманском крае по природным условиям возможна колони зация промышленная и промысловая, но на основе возможных форм сельского хозяйства, которое является важнейшим подсобным занятием, обеспечивающим колонистам привычный быт, дающим возможность держать лошадей, необходимых для работ на лесных заготовках, доставляющим зна- *) Графически схема построения комбината иллюстрируется прилагаемое! диа­ граммой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz