Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 25 — Ж е л р ы б а строит напобережьифактории с банями для рыбаков, органи­ зует пекарни для снабжения уезжающих на промысел в море ловцов, сна­ бжает население орудиями промысла и содействует улучшению техники лова и васола рыбы. Этим Ж е л р ы б а осуществляет работу колонизацион­ ного значения и тем дополняет деятельность Колонизационного Отдела. Все начинания Ж е л р ы б ы технического характера— постройка и оборудование консервных заводов, ремонт и оборудование судов и пр. выполняются при помощи, с одной стороны, технического аппарата дороги, а с другой и Мурманского порта. По отношению к лесозаготовительной орга­ низации дороги Ж е л р ы б а является, с одной стороны, потребителем продук­ ции лесообрабатывающих мастерских (тара, сроительпые материалы, дрова), а с другой—снабженческим аппаратом. На значение этой функции Же л - р ы б ы необходимо остановиться подробнее. Возникнув, как чисто рыбо-промышленная организация, Ж е л р ы б а в первые же месяцы своей работы столкнулась с теми затруднениями* которые вообще характеризуют работу рыбо-промышлепных организаций на Севере —с сезонностью работы. Для преодоления этих затруднений необходимо было переходить всецело на самостоятельный тралловый лов, как это и сделали другие рыбопромышленные организации Севера, или искать возможности ослабления вреда сезонности рыбо-заготовительной работы в параллельной коммерческой деятельности. Ж е л р ы б а , составляя часть пионерно-колонизационной дороги, не могла по самому существу оставить заготовку через рыбаков, так как этим, как уже сказано, поддерживается кустарный промысел. Вместе с тем, с разви­ тием лесозаготовок возник вопрос о специальном аппарате снабжения рабо­ чих с лошадьми на лесозаготовительных работах, а также и необходимости устройства товаро-продовольственных лавок для переселенцев и промышлен­ ных предприятий, связанных с дорогой. Развивая снабжение рыбаков (товаро­ обменные операции), а также и самостоятельную коммерческую деятельность, Ж е л р ы б а явилась готовым снабженческим аппаратом для работ по лесо­ заготовкам, а также и по достройке дороги. Нельзя упустить из внимания и того обстоятельства, что Мурманская дорога, заготовляя весьма значитель­ ное количество шпал и других лесных материалов для HKIIC и других дорог, получает средства на эти заготовки очень часто не тогда, когда они коммер­ чески нужны, а по состоянию кредитов у НКПС и дорог-заказчип. Между тем, существенно важно для лесозаготовительной работы произвести заготовки снабжения в определенный период работ и своевременно разместить склады снабжения в местах заготовок, раскинутых в лесах, часто на много верст от линии дороги. Пользуясь товарным кредитом при своих коммерческих операциях у госу­ дарственных и кооперативных органов, Ж е л р ы б а имеет возможность осво­ бодить зависимость лесопромышленной работы от сроков получения авансов на лесозаготовки. При многократном обороте средств этот кредит значительно способствует расширению операций заготовок, и, при задержке получений средств на лесозаготовки от НКПС, снабжение работ все же выполняется своевременно , чем только и объясняется возможность для Ж • л л е с а заго­ товлять лесоматериалы не только для самой Мурманской дороги, но и для других дорог сети по ценам на много ниже рыночных. Входя в комби­ нат, как часть единого хозяйства, Ж е л р ы б а в деле снабжения является служебным, а не коммерческим аппаратом; здесь у нее нет коммерческой цели и в этой работе не преследуется коммерческой выгодности, каковая получается лишь в результате всей общей работы комбината. Таким образом, схема связи Ж е л р ы б ы с другими частями комбината такова: Ж е л р ы б а выполняет функции колонизационного характера, заго­ товляя рыбу через ловцов-кустарей, снабжая их продуктами, предметами

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz