Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
— 24 — устройству. Работа эта ведется на средства, получаемые от эксплоатации территории, главным образом, от попенной платы (корневой стоимости леса)' за отпускаемую древесину, 90°/о которой используется Ж е л л е с о м . Же л - л е с, развивая свои лесные предприятия, повышает колонизационную емкость района. С другой стороны—он заинтересован в производимом Колонизацион ным Отделом водворении переселенцев в местах его предприятий. Ж е л л е с , используя не только крупную древесину, но и мелкую для рыбной тары Ж ел р ы б ы и столярных изделий для дороги, повышает сумму попенной платы и тем увеличивает масштаб колонизационной работы. Следовательно переселенческая работа всецело зависит от успеха и размеров работы Ж е л л е с а . Таким образом, работа Ж е л л е с а тесно увязывается с засе лением района дороги, т. е. с деятельностью Колонизационного Отдела. Органическая связь между колонизационной работой и другими отраслями деятельности комбината не ограничивается только сказанным: необходимо указать, прежде всего, что Колонизационный Отдел, развивая свою деятель ность не на отпускаемые ему из бюджетных средств государственные деньги, а на средства колонизационного фонда, составляющиеся из платежей за ис пользование отведенной территории, главным образом, в виде корневой сто имости леса, зависит в своей работе от сроков поступления этих платежей. Правление дороги, распоряжаясь общим операционным фондом комбината, имеет возможность финансировать колонизационные работы до наступления сроков платежей за отпущенную древесину, т. е. когда денежного колониза ционного фонда еще не скопилось, но средства нужны на самые неотлож ные работы. Выполнение многих технических работ для надобностей заселения и свя занных с ним многогранных мероприятий значительно удешевляется , облег чается и ускоряется тем , что колонизационный орган работает не изолированно, а в связи и взаимодействии со всей дорогой. Например, технические отделы дороги оказывают помощь при устройстве электриче ского освещения в поселках, дорога предоставляет на льготных условиях бараки, деревянные мосты, заменяемые железными, как материал, жилищного строительства, снабжает материалами и техническими принадлежностями, предоставляет вагоны для жилья технических партий при полевых работах и т. п. Ж е л л е с доставляет пиленый материал для строительства, а распре делители Ж е л р ы б ы служат продовольственными лавками (ст. 14 Положе ния СТО). Связь Ж е л л е с а со всем комбинатом очевидна сама по себе. Толька находясь в составе комбината железной дороги, лесозаготовительная органи зация может быстро и легко строить специальные лесовозные ветки, за воды, организовать пароходную тягу на водных п ут я х и т. д., используя уже готовые технические силы, материалы, пользуясь мастерскими дороги, явля ющейся потребителем древесины, берет не только крупную древесину, но использует и мелкую, перерабатывая ее в бочарную клепку для Ж е л р ы б ы , в столярные изделия для всей дороги, а также заготовляя значительное количество дров. Помимо важности для лесов Севера организации наиболее полного исполь зования древесины, такое использование увеличивает сумму попенной платы, вносимой в колонизационный фонд, т. е. средства на колонизацию. Ж е л р ы б а—управление рыбными промыслами— осуществляет рыбо-про- мышленные функции, главным образом, путем заготовок рыбных товаров череэ рыбаков, т. е. в отличие от крупных, чисто коммерческих рыбо-про- мышленных предприятий, которые базируются, главным образом, на тралло- вом лове. Ж е л р ы б а поддерживает кустарный прибрежный лов , кормя щий не только население океанского побережья, но и от 3 до 4 тыс. человек пришлого населения, значительная часть которого приходит иэ Карелии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz