Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
— 22 — Построив свою работу на изложенных основаниях и на правовой баэе постановления СТО от 25 мая 1923 года, дорога к настоящему периоду ее работы представляет следующее многогранное предприятие. Как транспортное предприятие, Мурманская железная дорога предста вляет собою путь международного товарообмена, связующий наше народное хозяйство с мировыми рынками через единственный незамерзающий откры тый океанский порт. Объединенная в хозяйственно-оперативном отношении с Мурман ским портом , Мурманская дорога является путем общегосударствен ного значения. Вместе с тем, Мурманская дорога, прорезая пустынный, суро вый и неиспользованный, но одаренный значительными природными запасами край, является основным фактором экономического развития его колонизации и промышленных начинаний в крае. Колонизация имеет своей задачей вовлечение в хозяйственный оборот необходимых земель с целью увеличения сельско-хозяйственной и промыш ленной продукции страны путем рационального расселения и рациональной эксплоатации естественных богатств колонизуемых районов !). В Карело - Мурманском крае основным естественным богатством являются— лес и рыбные запасы. Следовательно, Мурманская железная дорога, с возло жением на нее колонизационных вадач, должна представлять собою пионерную организацию, развивающую эксплоатацию лесных и рыбных богатств и веду щую на этой основе работу по заселению края. В соответствии с этим, уча стие дороги в общем развитии края осуществляется путем организации ею промышленных предприятий, объединяемых общей взаимной производственной связью и создающих новый груз для дороги. Приняв па себя выполнение колонизационных задач, дорога в основу своих работ положила также принцип согласования колонизационных задач с реальными нуждами государ ственного и краевого хозяйства и с реальными возможностями про ведения тех или других мероприятий колонизационно-экономического значения В этих целях Мурманская железная дорога идет по двум направлениям: по линии увеличения промышленной продукции и по линии увеличения насе ленности края. Каждое из указанных направлений увязано в одну общую систему. Увеличение населения края связывается с развитием необходимых производств и проводится в таком соотношении, чтобы не создавать кадра избыточных рук. Увеличение промышленного производства сообразуется с возможностями этого развития и с прибывающей трудовой силой. По линии развития промышленного производства работают два промыш ленных предприятия — Ж е л л е с , т- е. лесопромышленный отдел дороги, и Ж ел р ы б а , т, е. „управление рыбо-звериными промыслами", тоже отдел ’дороги. Задача первого — лесоразработки на колонизационном лесном фонде и вне его. Задачи второго — добыча рыбы, сбор ее в порядке товарообмена у рыбаков, засол, консервирование и сбыт и содействие хозяйственному р а з витию прибрежно-морских районов и их колонизации. На Ж е л р ы б у же возложены все операции по снабжению продовольствием и фуражем лесоза готовительных организаций, а также рабочих по достройке железной дороги. Ж е л л е с и Ж е л р ы б а — это два главных промышленных предприятия дороги. Деятельностью только этих предприятий в области организации про изводств в колониз)емом крае дорога не ограничивается. Дорога создает и другие производства непосредственно сама, как, например, кирпичное, или ’) См. Постановление ЭКОСО РСФСР 14 мая 1924 г. — о ближайших методах Советской колонизации и переселения, а также постановление СТО от 17 октября 1924 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz