Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 21 — лил в хозяйственный оборот страны предоставленной дороге пустынной тер­ ритории собственным хозяйством дороги. Леса, находящиеся в пределах отведенной дороге территории, согласно ст. 6 Положения, дорога имеет право использовать в целях заготовки и переработки лесных материалов для надоб­ ностей дороги и на продажу. Мурманская дорога обязывается Положением производить в пределах отведенной ей территории отвод участков для водво­ рения и устройства рабочих и служащих дороги, а также пришлого населения (ст. 11 Положения). На средства, получаемые, как платежи за эксплоатацию территории, дорога должна производить лесоустройство отведенных ей лес­ ных дач, расчистку, раскорчевку, мелиорацию эемель, устройство опытно- показательных ферм, пунктов и организацию товаро-продовольственных лавок (ст. 14 Положения). Таким образом, на дорогу возложена обязанность, путем экономических группировок и разнообразных мероприятий, организации возможных промышленных предприятий в крае путем их комбинирования с хо­ зяйством самой дороги и тем самым дороге создать грузооборот, пробудив край к промышленно-культурной жизни, и заселить его. Отсюда вытекало неизбежное следствие— превращение Мурманской дороги в транспортно-промыгиленно- колонизационный комбинат , все элементы которого с точки зрения прав и обязанностей предуказаны в постановлении СТО от 25 мая 1923 года. На ряду с задачей, возложенной на дорогу— создания краевой экономики и собственного грузооборота, силой ее географического положения, так как Мурманская дорога упирается в открытые воды Ледовитого океана, где теплое течение Гольфстрема дало основание родиться новому незамерзаю­ щему порту Мурманску, предопределилась для нее задача всесоюзного значе­ ния: географический термин „Мурманский порт" облечь в плоть и кровь, превратить его в фактор экономики и политики и сделать фактором истории. Война родила Мурманский порт. Революция его усыновила. Природа от­ пустила ему неограниченные возможности, но люди дали ему пока слишком мало. Чтобы иметь большую работу, порт должен иметь соответствующее обо­ рудование, обслуживание и грузы. Но оборудование стоило больших денег, а их не было. Правление дороги взяло другую линию. Оно решилось при­ звать порт к работе, считая, что будет работа, будут и средства для обору­ дования, конечно, не сразу, а постепенно. После продолжительных мотивированных представлений Правления дороги, установлены дифференциальные для Мурмана пошлины на целый ряд това­ ров. Это осуществлено было законодательным актом — постановлением СНК от 23 мая 1923 года, а Мурманский порт организационно вошел в своей работе, как составная часть, в транспортно - промышленно - колонизационный комбинат дороги — как его активное звено. В соответствии с такими задачами в программу работы транспортно-про­ мышленно-колонизационного комбината положены три главнейших напра­ вления, связанные общностью единой цели: 1. Дорога обязывалась стать на путь энергичного привлечения импортных и экспортных грузов на Мурманский порт, а, следовательно, и на дорогу, содействуя проведению в этих целях таможенно-железнодорожно - тарифных мероприятий и развитию строительства порта, путем помощи всего комбината в целом. 2. Дорога должна была вступить на активный путь пробуждения вокруг себя промышленной жизни в пустынном крае, путем создания разнообразных производств, с привлечением в край новой рабочей силы, г.-е. встать на путь железнодорожной колонизации и тем самым — создания грузооборота и8 потенциальных рессурсов края, превращая их в реальные ценности. 3. В соответствии с ростом своего грузооборота и в зависимости от него, Мурманской дороге вменялось итти, в меру возможных средств, по пути своей достройки и технического оборудования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz