Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
— 21 — лил в хозяйственный оборот страны предоставленной дороге пустынной тер ритории собственным хозяйством дороги. Леса, находящиеся в пределах отведенной дороге территории, согласно ст. 6 Положения, дорога имеет право использовать в целях заготовки и переработки лесных материалов для надоб ностей дороги и на продажу. Мурманская дорога обязывается Положением производить в пределах отведенной ей территории отвод участков для водво рения и устройства рабочих и служащих дороги, а также пришлого населения (ст. 11 Положения). На средства, получаемые, как платежи за эксплоатацию территории, дорога должна производить лесоустройство отведенных ей лес ных дач, расчистку, раскорчевку, мелиорацию эемель, устройство опытно- показательных ферм, пунктов и организацию товаро-продовольственных лавок (ст. 14 Положения). Таким образом, на дорогу возложена обязанность, путем экономических группировок и разнообразных мероприятий, организации возможных промышленных предприятий в крае путем их комбинирования с хо зяйством самой дороги и тем самым дороге создать грузооборот, пробудив край к промышленно-культурной жизни, и заселить его. Отсюда вытекало неизбежное следствие— превращение Мурманской дороги в транспортно-промыгиленно- колонизационный комбинат , все элементы которого с точки зрения прав и обязанностей предуказаны в постановлении СТО от 25 мая 1923 года. На ряду с задачей, возложенной на дорогу— создания краевой экономики и собственного грузооборота, силой ее географического положения, так как Мурманская дорога упирается в открытые воды Ледовитого океана, где теплое течение Гольфстрема дало основание родиться новому незамерзаю щему порту Мурманску, предопределилась для нее задача всесоюзного значе ния: географический термин „Мурманский порт" облечь в плоть и кровь, превратить его в фактор экономики и политики и сделать фактором истории. Война родила Мурманский порт. Революция его усыновила. Природа от пустила ему неограниченные возможности, но люди дали ему пока слишком мало. Чтобы иметь большую работу, порт должен иметь соответствующее обо рудование, обслуживание и грузы. Но оборудование стоило больших денег, а их не было. Правление дороги взяло другую линию. Оно решилось при звать порт к работе, считая, что будет работа, будут и средства для обору дования, конечно, не сразу, а постепенно. После продолжительных мотивированных представлений Правления дороги, установлены дифференциальные для Мурмана пошлины на целый ряд това ров. Это осуществлено было законодательным актом — постановлением СНК от 23 мая 1923 года, а Мурманский порт организационно вошел в своей работе, как составная часть, в транспортно - промышленно - колонизационный комбинат дороги — как его активное звено. В соответствии с такими задачами в программу работы транспортно-про мышленно-колонизационного комбината положены три главнейших напра вления, связанные общностью единой цели: 1. Дорога обязывалась стать на путь энергичного привлечения импортных и экспортных грузов на Мурманский порт, а, следовательно, и на дорогу, содействуя проведению в этих целях таможенно-железнодорожно - тарифных мероприятий и развитию строительства порта, путем помощи всего комбината в целом. 2. Дорога должна была вступить на активный путь пробуждения вокруг себя промышленной жизни в пустынном крае, путем создания разнообразных производств, с привлечением в край новой рабочей силы, г.-е. встать на путь железнодорожной колонизации и тем самым — создания грузооборота и8 потенциальных рессурсов края, превращая их в реальные ценности. 3. В соответствии с ростом своего грузооборота и в зависимости от него, Мурманской дороге вменялось итти, в меру возможных средств, по пути своей достройки и технического оборудования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz