Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
I. Методология построения Транспортно-Промышленно Колонизационного Комбината Мурманской жел. дор. Сходство и различие в работе Канадских железных дорог и Мурманской ж. д., возложенной на Мурманскую дорогу постановлением СТО от 25 мая 1923 г. Три направления работы Мурм. ж. д., связанные общностью единой цели, приводящие к построению единого комбината. Организационные формы работы Мурманской ж. д. Отдельные звенья кдмбнната, их функции и сце пление. Схема построения комбината. Основные положения специфически колонизационной работы дороги. Правовые положения, регулирующие напра вление колонизационной работы Мурманской ж. д., как государственного ор гана, выполняющего на отведенной ей территории цикл связанных между собою мероприятий, направляемых к экономическому развитию края на основе ко лонизации. * * * Процесс возникновения новых железнодорожных путей сообщения в прош лом нашей страны шел по мере назревания экономической в них потреб ности. Новые дороги с момента их эксплоатации получали уже готовый груз. С постройкой Мурманской дороги, вызванной войной, получилось обратное явление. Дорога прошла по неразвитому экономически краю, краю пустын ному и полярному, но содержащему природные предпосылки развития. Дорога, силой жизненных обстоятельств, чтобы иметь объект своей работы, должна была сама создавать себе грузы, призывая к жизни тем самым дремлющий край . Известным образцом такого культуртрегерства железных дорог являлись Канадские жел. дороги, проложенные по необжитым местам и в короткое время их населившие, развившие промышленность и с избытком вернувшие затраты, путем созданного таким волевым путем грузооборота. Этот же метод, научно проработанный, как излагалось в предыдущей главе, и видоизмененный в применении к условиям социального и правового Совет ского строя и особого положения Мурманской ж. д., и предуказан постано влением СТО 25 мая 1923 г. о колонизации Карело-Мурманского края. В отличие от канадской практики, Мурманская дорога не получила, однако, какого-либо оборотного к а п ит а ла . Ей предоставлена была на определенных условиях лишь лесная территория в 3 .0 0 0 .0 0 0 десятин, эксплоатируемая к моменту передачи ее дороге всего в 20% . В пределах этой территории Мурманской железной дороге предоставлено право (ст. 5 Положения) эксплоатации лесов, недр, воды и других природных сил и бо гатств и привлечение для этого третьих лиц (государственных, обществен ных, смешанпых и частных предприятий). При этом, в суждениях при утвер ждении Советом Труда и Обороны постановления от 25 мая 1923 года было указано, как отмечалось в предыдущей главе, на предпочтительность введе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz