Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
— 19 — Труда и Обороны принял дополнение к статье 5 Положения, внесенное пред ставителем Карельского Исполкома о том, что „при отводе земельных и лес ных площадей местному трудовому населению, население Картрудкоммуны имеет преимущество". При этом, утверждая Положение, Совет Труда и Обо роны согласился с пожеланиями председателя Госплана, чтобы предоставляе мая Мурманской железной дороге неиспользуемая лесная территория была введена в хозяйственный оборот возможно скорее собственным хозяйством дороги. Утверждение Советом Труда и Обороны Положения о колонизации Карело- Мурманского края последовало 25 мая 1923 г., с вступлением в действие Положения с 1 октября 1923 года. В силу этого Положения, Мурманская же лезная дорога получила в свое распоряжение почти совершенно неиспользо ванную территорию около 3 .0 0 0 .0 0 0 десятин дли эксплоатации и колониза ции. Таким образом, Мурманская ж. д. в законодательном порядке получила возможность реализовать средства на колонизационную работу и достаточную на ближайший срок арену для того, чтобы развернуть эту работу. Мурманская железная дорога высшим правительством признана пионерно колонизационной. Длинен и долог был путь этого признания. От зарождения мысли до ее воплощения, можно считать, прошло около 8 лет и более года шла упорная работа по обоснованию и разработке законодательного акта. На этом пути скрещались противоположные мнения, борьба интересов и различных исход ных точек зрения. При таком положении законодательный акт явился тем диалектическим синтезом, который на обще-государственных и обще-народно- хозяйственных основах примирил противоречивые многогранные краевые интересы и интересы отдельных предприятий. Но это дело достигнуто, как можно видеть из истории прохождения проекта колонизации Карело-Мур манского края через многочисленные инстанции, значительным видоизмене нием первоначальных даже основных положений проекта, не касаясь отдель ных его частностей. Отведена Мурманской дороге не сплошная 20-верстная в ширину полоса вдоль дороги от Петрозаводска до Мурманска, каковую, как основную, ставил проект, а отдельные разобщенные лесные массивы, и не от Петрозаводска, а от ст. Медвежья Гора, т. е. на 150 километров севернее Петрозаводска. Уже одно это изменило первоначальную исходную установку и поставило колонизационную работу Мурманской ж. д. в иные естественно-исторические условия. Функциональная же работа дороги дополнительными согласованиями но отдельным статьям проекта — ныне закона — поставлена в положение, зависящее от точки зрения местных краевых учреждений и предприятий, интересы которых часто не совпадают с теми задачами, которые должна ста вить дорога, как обще-государственную проблему. Но, тем не менее, Положе ние о колонизации Карело-Мурманского края, утвержденное Советом Труда и Обороны 25 мая 1923 года, дало определенную правовую основу Мур манской дороге для созидательной творческой колонизационной работы и для экономического оживления края. Рассмотрение путей этой работы, ее методо логии и достижений и составляет предмет последующего изложения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz