Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
— 16 — ведомств и заинтересованных учреждений. В связи с изменением одного из основных положений проекта Севзапэкосо об отводе Мурманской железной дороге лесной территории сплошной полосой зёмли шириною в 20 верст вдоль полотна дороги от Петрозаводска до Мурманска в том смысле, что территория эта отводится дороге не сплошной полосой от Петрозавод ска до Мурманска, а в составе отдельных лесных дач, расположенных в че тырех отдельных лесных массивах, расположенных один от другого вдоль дороги на сотни верст, отпали из первоначального проекта и обязательства Мурманской железной дороги выполнить определенные колонизационные ра боты в течение первого пятилетия, выраженные в проекте в цифровом исчи слении. Исключение это из первоначального проекта логически вытекло из изменения самого объекта колонизационной работы. К обсуждению проекта Положения о колонизации Карело-Мурманского края в Совете Труда и Обороны поступили на него два взаимно исключаю щие отзыва. Один—положительного характера со стороны Паркомзема, дру гой—со стороны Наркомфина—отрицательного характера. В своем отзыве Наркомзем отмечает, что „Положение о колонизации Карело-Мурманского к р а я ”, утвержденное Президиумом Госплана, не вызы вает возражения Паркомзема с принципиальной стороны: Наркомзем, как и раньше, признает желательность и необходимость передачи Мурманской дороге колонизационных функций. Соглашаясь на предложение Правления Мурманской ж. д. взять на себя колонизационные функции, Наркомзем учитывал слабость своего колонизацион ного аппарата, большое государственное значение колонизации в Карело- Мурманском крае, а также прямую заинтересованность Правления дороги в колочизации, которая, по мнению НКЗ, вынудит Правление дороги проявить максимальную энергию в проведении колонизационных мероприятий. Нарком- вем считает возможным и в будущем допускать подобные соглашения с заинте ресованными учреждениями и организациями, но при этом он всегда будет рассматривать эти учреждения и организации, как своих прямых контраген тов, обязанных согласовывать свою колонизационную работу с вбщими коло низационными планами НКЗ. Наркомзем никоим образом не может допу стить, что такие соглашения в какой-либо степени снимают с него ответ ственность за общую постановку колонизационного дела, лишают его и права и обязанности по руководству этим делом, утверждению колонизационных планов и проч. В отношении колонизации Мурманского края права НКЗ па общее руко водство делом подтверждаются и существом дела; в основу колонизации, в качестве ее территориальной и финансовой базы, кладется площадь земель и лесов в 3 миллиона десятин и попенная плата, взимаемая с вырубаемого леса. Наркомзем отвечает за правильное использование огромной территории и эту ответственность не может переложить ни на кого другого. Учитывая, однако, крайне своеобразные естественные и экономические условия Карело-Мурманского края, возможность в будущем, на ряду с лесо хозяйственной эксплоатацией, развить эксплоатацию и других богатств края: рыбных', горных и прочих, и непосредственную заинтересованность ряда ведомств в оживлении края, Наркомзем выдвинул идею создания междуведом ственного Северо-Западного Колонизационного Комитета, на обязанности коего лежало бы непосредственное руководство колонизационным делом. Учи тывая также и то обстоятельство, что колонизационная работа не может вестись вне прямой связи с местными областными экономическими органами, НКЗ проектировал создание этого комитета при Севзапэкосо. По при этом общее руководство всем делом Наркомзем предполагал оставить за собой. Согласно же проекта Положения, руководство колонизацией Карсло-Мур- манского края, разработка и утверждение годовых операционных планов,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz