Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 15 — 3) что первоначальный план и колонизации, и эксплоатации богатств края не может быть осуществлен без активного участия Мурманской дороги, 4) что эксплоагация богатств края неразрывно связана с благосостоянием Мурманской дороги и всего ее жел. дорожного населения. Транспортная Секция постановила: признать проект Положения о колони­ зации края с целью использования и разработки природных богатств края вполне отвечающим, как интересам государства, так и интересам края, равно дающим все основания для укрепления всей Мурманской дороги и улучшения ее хозяйства и экономического положения. С этим заключением Транспортной Секции Госплана проект поступил на рассмотрение Северо-Западной Секции Госплана. При обсуждении проекта в названной Секции Госплана представители Северолеса повторили против проекта те возражения, которые были высказаны в Государственном Иссле­ довательском Колонизационном Институте, изложенные выше. Свои возраже­ ния против проекта они обосновывали тем, что предоставлением лепных пло­ щадей Мурманской ж. д. деятельность государственного об‘единения лесной промышленности будет подорвана. Мурманская ж. д. не имеет большого зна­ чения для развития и эксплоатации лесного дела, которое пользуется для своей цели по преимуществу водным и гужевым транспортом. Занятие лесной промьпиленностью Мурманской железной дорогой будет ничем иным, как кон­ куренцией двух промышленных предприятий, согласование их интересов за ­ труднительно и может причинить лишь убытки для государства. Северо-Западная Секция Госплана, признав, что колонизация Карело-Мур­ манского края, имеющая целью использование и разработку природных его богатств, вполне отвечает интересам государства и интересам края и несом­ ненно послужит укреплению Мурманской ж. д. и улучшению ее экономиче­ ского положения, но, считаясь с ответственными заявлениями представителей Северолеса, поручила произвести представителям Мурманской железной дороги дополнительное согласование с Северолесом и с Наркомземом о плане хозяй­ ственного использования отводимой Мурманской ж. д. территории. Это согласование происходило в Москве и Ленинграде и в результате его из намеченного земельного отвода Мурманской жел. дор. по настоянию Северо­ леса выпала особо ценная и интересная в колонизационном отношении Паданская лесная дача, расположенная вокруг озера Сегозеро, значительно обесценившая земельный отвод дороги и видоизменившая разработанный коло­ низационный план. Кроме того, в проект Положения о колонизации Карело- Мурманского края внесен ряд положений, ограничивающих права эксплоата­ ции Мурманской ж. д. отводимой лесной территории в пользу лесных трестов Северолеса и Севзаплеса. Согласование с Наркомземом производилось в плановой комиссии Нарком- зема, которая внесла в проект Положения об отводе Мурманской железной дороге лесной территории поправку—об ограничении передачи Мурманской железной дороге земельного отвода на 10-летний срок вместо бессрочного , как намечалось проектом Севзапэкосо, с правом последнего, по истечении десятилетнего срока, возбудить вопрос об его продлении. Кроме того, ведение лесного хозяйства дорогой ставилось под контроль Центрального Управления Лесами Наркомзема, а лесоэксплоатация—по согласованию с Северолесом и Севзаплесом. С внесением в проект этих дополнений и поправок он вновь 24 апреля 1923 года обсужден в особой Комиссии Госплана и 25 апреля 1923 года в пленуме Ссльско-Хозяйственной Секции Госплана. При рассмотрении проекта Положения о колонизации Карело-Мурманского края в Президиуме Госплана 7 мая 1923 г., из него была исключена часть тех наслоений противоречивого порядка, которая получилась в результате Длительного согласования противоречивых интересов и мнений отдельных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz