Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
— 15 — 3) что первоначальный план и колонизации, и эксплоатации богатств края не может быть осуществлен без активного участия Мурманской дороги, 4) что эксплоагация богатств края неразрывно связана с благосостоянием Мурманской дороги и всего ее жел. дорожного населения. Транспортная Секция постановила: признать проект Положения о колони зации края с целью использования и разработки природных богатств края вполне отвечающим, как интересам государства, так и интересам края, равно дающим все основания для укрепления всей Мурманской дороги и улучшения ее хозяйства и экономического положения. С этим заключением Транспортной Секции Госплана проект поступил на рассмотрение Северо-Западной Секции Госплана. При обсуждении проекта в названной Секции Госплана представители Северолеса повторили против проекта те возражения, которые были высказаны в Государственном Иссле довательском Колонизационном Институте, изложенные выше. Свои возраже ния против проекта они обосновывали тем, что предоставлением лепных пло щадей Мурманской ж. д. деятельность государственного об‘единения лесной промышленности будет подорвана. Мурманская ж. д. не имеет большого зна чения для развития и эксплоатации лесного дела, которое пользуется для своей цели по преимуществу водным и гужевым транспортом. Занятие лесной промьпиленностью Мурманской железной дорогой будет ничем иным, как кон куренцией двух промышленных предприятий, согласование их интересов за труднительно и может причинить лишь убытки для государства. Северо-Западная Секция Госплана, признав, что колонизация Карело-Мур манского края, имеющая целью использование и разработку природных его богатств, вполне отвечает интересам государства и интересам края и несом ненно послужит укреплению Мурманской ж. д. и улучшению ее экономиче ского положения, но, считаясь с ответственными заявлениями представителей Северолеса, поручила произвести представителям Мурманской железной дороги дополнительное согласование с Северолесом и с Наркомземом о плане хозяй ственного использования отводимой Мурманской ж. д. территории. Это согласование происходило в Москве и Ленинграде и в результате его из намеченного земельного отвода Мурманской жел. дор. по настоянию Северо леса выпала особо ценная и интересная в колонизационном отношении Паданская лесная дача, расположенная вокруг озера Сегозеро, значительно обесценившая земельный отвод дороги и видоизменившая разработанный коло низационный план. Кроме того, в проект Положения о колонизации Карело- Мурманского края внесен ряд положений, ограничивающих права эксплоата ции Мурманской ж. д. отводимой лесной территории в пользу лесных трестов Северолеса и Севзаплеса. Согласование с Наркомземом производилось в плановой комиссии Нарком- зема, которая внесла в проект Положения об отводе Мурманской железной дороге лесной территории поправку—об ограничении передачи Мурманской железной дороге земельного отвода на 10-летний срок вместо бессрочного , как намечалось проектом Севзапэкосо, с правом последнего, по истечении десятилетнего срока, возбудить вопрос об его продлении. Кроме того, ведение лесного хозяйства дорогой ставилось под контроль Центрального Управления Лесами Наркомзема, а лесоэксплоатация—по согласованию с Северолесом и Севзаплесом. С внесением в проект этих дополнений и поправок он вновь 24 апреля 1923 года обсужден в особой Комиссии Госплана и 25 апреля 1923 года в пленуме Ссльско-Хозяйственной Секции Госплана. При рассмотрении проекта Положения о колонизации Карело-Мурманского края в Президиуме Госплана 7 мая 1923 г., из него была исключена часть тех наслоений противоречивого порядка, которая получилась в результате Длительного согласования противоречивых интересов и мнений отдельных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz