Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

- 13 — предоставляется право осуществлять определенные мероприятия по развитию экономической жизни в районе, тяготеющем к данной магистрали, и в этом отношении некоторые приемы, вырабатываемые американскою практикой, могли бы найти себе применение и у нас. Утверждение докладчика, что для переселенцев в первую очередь и глав­ ным образом необходимо предоставить заработки в лесной промышленности, на рыбных промыслах и железной дороге, — не могло быть признано пра­ вильным, т ак как первое условие оживления к р а я— это прочное устрой­ ство прибывающего в него населения, с отводом ему земельных наделов и устройством его в постоянных собственных жилищах, а не в бараках или становищах временного характера. К тому же, развитие хозяйственной дея­ тельности населения во многих случаях даже невозможно без работ колони­ зационного характера. Так, и промышленные заведения, и сельско хозяй­ ственные предприятия, и рмбо-промышленные обязательно требуют предва­ рительных землеотводных, землеустроительных и других работ по оказанию помощи переселенцам. Забвение этого основного положения в прошлом повело к тому, что целый ряд железнодорожных магистралей, существующих уже десятки лет, не оказывают почти никакого влияния на экономическое разви­ тие тех районов, кои пересекаются этими магистралями. При обсуждении ука­ зывалось, что даже прилегающие к столице районы, например Тихвинский уезд, имеют самое незначительно количество ( 1 0%) культурных земель на общей своей площади. Поэтому, предоставление дороге определенной земельной по­ лосы не только не будет бесполезным, а, наоборот, создало бы благоприятные условия для создания в районе дороги определенной базы для дальнейшего овладения природными богатствами всего края. Расчеты докладчика о финан­ совой стороне проектируемой дорогой эксплоатации лесов не могут быть при­ знаны окончательными, так как ни запасы леса, ни условия эксплоатации их, в виду недостаточного обследования этих лесов, не могли быть точно учтены. Во всяком случае, имеется в виду не только покрывать дефициты дороги, но обеспечить во что бы то ни стало дальнейшее существование дороги, имеющей обще-государственное значение магистрали, соединяющей страну с незамер­ зающим открытым портом, и на эту надобность государство должно быть готово принести некоторые жертвы. По совокупности всех суждений, происходивших в Государственном Иссле­ довательском Колонизационном Институте и имевшихся в его распоряжении материалов, 27 декабря 1922 г. Институт по вопросу о колонизации Карело- Мурманского края принял следующее заключение: 1. Как по надобностям стратегическим, так равно и для надлежащего экономического развития Мурманского края в народно-хозяйственных видах всей страны и для укрепления экономической мощи России в Ледовитом море, необходимо сохранить Мурманскую ж. д., соединяющую центр с единствен­ ным в России незамерзающим побережьем, которое связывает страну с миро­ выми океанскими путями. 2. К колонизационным мероприятиям, на ряду с другими учреждениями, желательно привлечь Мурманскую дорогу в качестве колонизационной оси и привлечь средства и специалистов, которые находятся уже в распоряжении железной дороги. 3. В виду того, что единственная возможность колонизации рассматривае­ мого края находится в связи с колонизацией железною дорогой, последней должен быть гарантирован отвод определенной придорожной полосы в целях ее заселения, устроения и эксплоатации. 4. Совершенно необходимою и неотложною задачей является создание планового центрального органа, руководящего колонизационной политикой страны, образованного из представителей ведомств, ближайше заинтересован­ ных делом колонизации, и из представителей научных организаций; отсут

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz