Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
- 13 — предоставляется право осуществлять определенные мероприятия по развитию экономической жизни в районе, тяготеющем к данной магистрали, и в этом отношении некоторые приемы, вырабатываемые американскою практикой, могли бы найти себе применение и у нас. Утверждение докладчика, что для переселенцев в первую очередь и глав ным образом необходимо предоставить заработки в лесной промышленности, на рыбных промыслах и железной дороге, — не могло быть признано пра вильным, т ак как первое условие оживления к р а я— это прочное устрой ство прибывающего в него населения, с отводом ему земельных наделов и устройством его в постоянных собственных жилищах, а не в бараках или становищах временного характера. К тому же, развитие хозяйственной дея тельности населения во многих случаях даже невозможно без работ колони зационного характера. Так, и промышленные заведения, и сельско хозяй ственные предприятия, и рмбо-промышленные обязательно требуют предва рительных землеотводных, землеустроительных и других работ по оказанию помощи переселенцам. Забвение этого основного положения в прошлом повело к тому, что целый ряд железнодорожных магистралей, существующих уже десятки лет, не оказывают почти никакого влияния на экономическое разви тие тех районов, кои пересекаются этими магистралями. При обсуждении ука зывалось, что даже прилегающие к столице районы, например Тихвинский уезд, имеют самое незначительно количество ( 1 0%) культурных земель на общей своей площади. Поэтому, предоставление дороге определенной земельной по лосы не только не будет бесполезным, а, наоборот, создало бы благоприятные условия для создания в районе дороги определенной базы для дальнейшего овладения природными богатствами всего края. Расчеты докладчика о финан совой стороне проектируемой дорогой эксплоатации лесов не могут быть при знаны окончательными, так как ни запасы леса, ни условия эксплоатации их, в виду недостаточного обследования этих лесов, не могли быть точно учтены. Во всяком случае, имеется в виду не только покрывать дефициты дороги, но обеспечить во что бы то ни стало дальнейшее существование дороги, имеющей обще-государственное значение магистрали, соединяющей страну с незамер зающим открытым портом, и на эту надобность государство должно быть готово принести некоторые жертвы. По совокупности всех суждений, происходивших в Государственном Иссле довательском Колонизационном Институте и имевшихся в его распоряжении материалов, 27 декабря 1922 г. Институт по вопросу о колонизации Карело- Мурманского края принял следующее заключение: 1. Как по надобностям стратегическим, так равно и для надлежащего экономического развития Мурманского края в народно-хозяйственных видах всей страны и для укрепления экономической мощи России в Ледовитом море, необходимо сохранить Мурманскую ж. д., соединяющую центр с единствен ным в России незамерзающим побережьем, которое связывает страну с миро выми океанскими путями. 2. К колонизационным мероприятиям, на ряду с другими учреждениями, желательно привлечь Мурманскую дорогу в качестве колонизационной оси и привлечь средства и специалистов, которые находятся уже в распоряжении железной дороги. 3. В виду того, что единственная возможность колонизации рассматривае мого края находится в связи с колонизацией железною дорогой, последней должен быть гарантирован отвод определенной придорожной полосы в целях ее заселения, устроения и эксплоатации. 4. Совершенно необходимою и неотложною задачей является создание планового центрального органа, руководящего колонизационной политикой страны, образованного из представителей ведомств, ближайше заинтересован ных делом колонизации, и из представителей научных организаций; отсут
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz