Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).
— 12 — и желательным для улучшения быта, но второстепенным. Поэтому, передача Правлению Муржелдороги 3.000.000 десятин, с исключительным правом эксплоатации на ней лесов, недр, водных сил и пространств, будет делом для земледельческой и сельско-хозяйственной колонизации Мурманско-Карель ского края совершенно бесполезным. Для промыслово-промышленной коло низации края, вышеуказанпая передача 3.000.000 десятин Правлению Мур манской ж. д. является мерой с государственной точки зрения нецелесо- образой. Не касаясь вопроса, насколько Правление Мурманской железной дороги в состоянии справиться со специальным агро-техническим делом колонизации, весьма сомнительно, чтобы бедная средствами и богатая только своим дефицитом дорога смогла изыскать средства и привлечь капитал для эксплоатации испрашиваемых ею, главным образом, лесных богатств, ибо для полной и рациональной эксплоатации одного только леса, на основании приложенного докладчиком расчета, Правлению дороги потребуется мини мально свыше 5 милл. з. р., а именно 2.0С0.320 р. на единовременные затраты и 3.047.828 р. на расходы по производству. Длительная практика в этом направлении свидетельствует, что дело явится для Правления второстепен ной ж. д. непосильным. Но и при положительном его разрешении, макси мальная чистая прпбыль от эксплоатации леса будет составлять, при условии бесплатного получения леса, всего 1.699.384 з. руб., а дефицит от эксплоатации дороги, по смете 1922—23 г., определяется в 1.544.000 з. руб. и, следовательно, даже не считая и не принимая во внимание 29.000.000 з. руб., необходимых для переустройства дороги, доход от эксплоатации от испрашиваемых ею лесных массивов только покрывает дефицит дороги и на дело колонизации ничего не остается. 3. При таких условиях приходится сделать ясный и определенный вывод: не для колонизации, а для существования и покрытия дефицитное:и Мурм. жел. дороги нужно предоставить ей в бесплатное пользование и эксплоатацию лесную площадь в 3.000.000 десятин. Но при решении этого вопроса не следует также переоценивать значение Мурманской ж. д. для хозяйственного развития Мурманско-Карельского края в условиях современной русской дей ствительности. Дорога эта лишь в отдаленном будущем, при условии соору жения железнодорожных магистралей, соединяющих ее через Сорока—Котлас с С. Уралом и р. Обью и через Повенец—Суда с Москвой, будет иметь госу дарственное значение. 4. Отрицая, на основании вышеизложенного, роль и значение Правления Муржелдороги в деле колонизации Мурманско-Карельского края, на которое последнее претендует, следует признать, что означенная колонизация должна быть делом центральной государственной власти. Подробное обсуждение положений доклада представителя Северолеса све лось к следующим выводам, принятым Институтом. Первое положение докладчика—о том, что для использования естествен ных богатств Мурманского края необходима его колонизация, доказывает, что и докладчик, возражающий против предоставления дороге определенной земельной полосы, признает, наравне с большинством его оппонентов, необ ходимость заселения края. Таким образом, вопрос может итти лишь о ме тодах и приемах колонизации, соответствующих особым условиям края. С этой точки зрения и должны быть рассматриваемы рекомендуемые автором колонизационные мероприятия. То, что по отношению к Мурманскому краю не может применяться „кана- дизация“,—верно, по мнению Института, лишь в том отношении, что амери канские методы оживления территорий, прилегающих к железным дорогам, полностью неприложимы, конечно, к условиям нашего Севера и к действую щим у нас узаконениям; однако, некоторые приемы „канаднзации- могут быть усвоены и нами. Сущность „канадизации“ выражается в том, что жел. дороге
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz